Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
    • Вопросы по фарфору
      • Создание фарфора
      • Этапы производства фарфора
      • Техника росписи фарфора
      • Техника росписи фарфора

        О росписи фарфора

        Цветочная роспись первых европейских мануфактур поначалу создавалась на основе восточных композиций, выполненных в изысканной стилизованной манере. Ранний европейский фарфор копировал восточные предметы или интерпретировал восточную роспись. Так появился и поныне популярный декор «индианские цветы», с более широкой палитрой и более разнообразными композициями, чем у оригинального восточного фарфора. Использовались мотивы хризантем, граната, лотоса, пионов.

        В дальнейшем европейцы,  - в частности, англичане – принесли в цветочную роспись свои, «ботанические» декоры. В 1740-х годах появились мотивы из европейских садовых цветов, собранных в разнообразные грациозные букеты. Тогда же, в XVIII веке, были выработаны основные принципы цветочной росписи. Букеты цветов должны обладать красивой симметрией, хорошей направленностью линий при изображении растений и компоновкой мотивов манерной живописи. Одна из главных задач художника – правильное составление букета. В простых и сложных цветочных композициях мануфактуры Meissen использовалось незаметное вписывание S-образных линий в букеты, что позволяло создавать красивые симметричные букеты с хорошей направленностью линий.

        Фарфоровая «ботаника» включает в себя ряд произведений фарфорового искусства, выполненных в натуралистической технике с точным воспроизведением деталей растений.

        «Цветы и плоды» (или «плоды и цветы» - Fruits & Flowers) – один из популярных мотивов в декорировании фарфора, широко использующийся и в наши дни. Это композиции из разбросанных овощей, фруктов, цветов, орехов и семян.

        Сажайте, чтоб потом собрать могли вы,
        Пусть спеют яблоки, и персики, и сливы:
        Созрев, среди листвы они везде пестрят,
        Их яркие цвета преображают сад!
        Пусть зеленеет лук; пусть над щавельной грядкой
        Смородина глядит из-под куста украдкой,
        Сверкая, как рубин; и соком налитой,
        Пусть сверху абрикос свисает золотой.
        Пусть, меж цветочных клумб в саду произрастая,
        Капуста даст кочан; пусть рядом с ней густая
        Моркови с брюквою кудрявится ботва…
        Мне критики в вину поставили сперва,
        Что я полезные растенья опускаю
        И божество полей тем самым оскорбляю.
        Искусство красит все! Уверен твердо я,
        Что мы, друзья садов, лесов и нив друзья,
        Хотим лишь одного: чтоб все уместно было,
        Чтоб мешанина смысл и вкус не оскорбила.
        (Жак Делиль, 1738-1813)

        Весьма популярная ботаническая живопись на фарфоре, включающая в себя «Цветы и плоды», родилась в Германии, на мануфактуре Meissen, в 1740-х гг. В качестве образцов использовались гравюры, поэтому роспись получила название «цветы гравюр на дереве» (Holzschnittblumen). Тогда в декорировании фарфора использовались добросовестно, но суховато выполненные изображения цветов европейских садов, а также иногда их плодов и семян.

        Всего лишь десятилетие спустя композиции и манера исполнения стали более естественными и менее «ботаническими», возникли декоры вроде «рассыпных цветочков». Такими декорами было удобно маскировать дефекты на дорогом фарфоре. Так сформировалась традиционная цветочная роспись «Пестрые немецкие цветы» (Bunten Deutschen Blumen).

        Несмотря на германское происхождение, приоритет в выпуске фарфора в стиле «ботаника» принадлежит Англии, где он необычайно популярен и в наши дни.

        К концу XVIII века сложилось два типа фарфоровой ботаники:

        1) натуралистический тип
        Отличительные черты: выполнение эскиза с натуры, в дальнейшем роспись предметов мотивами цветов в натуральную величину, в натуральных красках, с изображением деталей.
        Подчеркивалась красота растения.

        2) научный тип
        Отличительные черты: роспись по специальным образцам - т.е. по ботаническим атласам с гравированными иллюстрациями, по рисункам художников-ботанистов, - латинское название растения на предмете.
        Подчеркивалась научность, а не красота растения.

        В русском фарфоре ботанических изделий - единицы, самое крупное произведение - это "Гербовый сервиз" ИФЗ, созданный в 1827 году. Блюда были украшены гербовыми орлами, десертные тарелки - изображениями разных плодов и ягод.

        В русском фарфоре редко встречается изображение одного цветка. В 1820-1830-х гг. на заводах Сафронова и Новых была создана "русская ботаника", когда возле поэтически изображенных отдельных цветов вместо латинского названия размещены надписи вроде "Астра - Величие","Резеда - Минутное блаженство" и т.д.

        Васильковый декор  - фарфор a la Reine (французской королевы) - расписан скромными рассыпанными по белому полю васильками, он относится к Франции и другим странам Европы конца XVIII века. В свое время васильковый фарфор составлял конкуренцию дальневосточному фарфору и его европейской интерпретации - шинуазри. Множество русских фарфоровых изделий ИФЗ с этим декором были созданы на волне популярности василькового декора в XIX веке во времена правления императора Александра I. Декор с васильком (le decor de barbeaux) появился во Франции в 1770х гг. С 1778 г. фабрика фарфора, открытая в 1776 г. в Париже, носила имя Мануфактуры Королевы (Manufacture de la Reine), и согласно преданию именно супруга Людовика XVI ввела в моду фарфор, украшенный васильками. Громкое королевское название василькового декора вошло в историю и продолжает жить и в наши дни. Повтор "Роскошного сервиза" Марии-Антуанетты и в наши дни можно заказать на мануфактуре фарфора Herend, декор EGA, - он практически копирует изделия Севрской королевской фарфоровой мануфактуры конца XVIII века. 

        Техника росписи фарфора

        Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью. Такие краски должны быть хорошо зафиксированы на фарфоре под глазурью. Во время обжига фарфора глазурь не должна разрушиться под воздействием жара печи и должна сохранить краски. Из-за этого выбор цветов при подглазурном нанесении декора на фарфор очень ограничен. Как правило, в качестве цветного компонента используются оксиды кобальта и хрома.

        Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожженную глазурованную поверхность фарфорового изделия. Виды красок, используемыех для этих двух видов росписи фарфора, отличаются друг от друга составом жидкого компонента. Этот компонент снижает температуру, при которой краски растворяются, до температуры декоративного обжига фарфора.

        Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их еще называют) проходит при 1200 - 1350 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок. Возможность использования такой богатой палитры красок появилась благодаря усовершенствованию печей для обжига фарфора и уменьшению времени, необходимого для обжига фарфорового изделия, до 1,5 - 3 часов, что уменьшает и нагрузку на декор фарфора. Для такого быстрого обжига фарфора обычно используются газовые печи.

        Самый распространенный и предпочитаемый метод росписи фарфора - это роспись красками для низкотемпературного обжига фарфора при 700 - 900 С. Палитра таких красок поистине необъятна. Недостаток такой росписи в менее крепком вплавлении красок в фарфоровое изделие и увеличении риска повредить декор. Декор может быть поцарапан или поврежден средством для мытья или некоторыми пищевыми продуктами. Поэтому такие фарфоровые изделия не рекомендуется мыть в посудомоечной машине. В наши дни количество используемых в фарфоре тяжелых металлов - свинца, кадмия, меди, цинка - строго ограничено правилами, определяющими максимальное содержание этих металлов, могущих при воздействии кислот растворяться в фарфоровом изделии. По этой причине компании, выпускающие красители для фарфора, перешли на выпуск красок без свинца и кадмия и красок с низким содержанием тяжелых металлов. Эти новые краски, однако, не могут обеспечить того же яркого цвета, что и прежде использовавшиеся т.н. свинцовые краски. Поэтому фарфоровые изделия прошлых лет выглядят ярче, чем их современные повторы.

        Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

        Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это  вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8 - 12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18 - 30% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка. Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. На Херенде используется, за редким исключением, только матовая позолота. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске. Их количество и названия не разглашаются мануфактурой.

        Как декорируют фарфор на Херенде?

        На Херенде в основном используется надглазурная роспись фарфора.

        После обработки глазурью и обжига фарфоровые изделия готовы к росписи. Теперь все зависит от художника. Он должен акцентировать и придать еще большее благородство и гармоничность тому тонкому и изящному материалу, который сейчас находится в его руках. Используемые для росписи фарфоровой посуды краски Херенд безопасны для здоровья.

        Фарфоровые краски, похожие на медленно тающее маслянистое стекло, нуждаются в обжиге после нанесения. В процессе обжига краски для фарфора въедаются в глазурь. При обжиге фарфора на Херенде используется 10 разных температурных режимов, наиболее характерная температура обжига фарфора 830 С. Краска получает свой оттенок от различных оксидов: оксиды хрома и железа придают зеленый оттенок, коричневые и красные тона получаются из оксида железа, синий – из кобальта, а самая дорогая фарфоровая краска – это пурпур, поскольку его получают из золота. В наши дни на Херенде для росписи фарфора используется около 1000 оттенков разных цветов в 4000 декоров.
         

        Виктория - один из самых известных фарфоровых узоров мира, - фарфор расписывается в т.н. восточном стиле: контуры рисунка наносятся на фарфор тонким пером и чернилами, а затем рисунок раскрашивается внутри контура с использованием техники эмали. О том, как этот декор фарфора стал всемирно известным и почему он носит это гордое имя, читайте здесь.

        Самые изысканные европейские фарфоровые изделия в восточном стиле производят на Херенде. Этот стиль начал использоваться на фарфоровой мануфактуре еще в XIX веке. Выполненный в этом стиле узор фарфора рельефно выступает на поверхности фарфорового изделия. Характерно использование при таком методе раскрашивания красного, зеленого, желтого или черного фона. Фон заполняется полностью или в виде лент, и декоративные элементы ярко выступают на поверхности фарфорового изделия.

        При создании декора Виктория рисунок внутри контура раскрашивается переходами от более темного к более светлому оттенку, что характерно для техники восточной росписи фарфора.

        Еще одна техника росписи фарфора применяется при очерчивании мотивов и форм рисунка пером и чернилами. На Херенде используют стальное перо и специальные краски для фарфора. При выполнении композиции этим способом рисунок создается из легких и тонких акцентированных мазков. Композиция становится похожа на эскиз, после выполнения которого художник заполняет рисунок небольшими тонкими мазками красок ярких цветов и тысячами штрихов. Так создаются пространственные изображения на плоской белоснежной фарфоровой поверхности.

        Таким образом создаются многие декоры фарфора - например, декор Ротшильд (12 вариантов разноцветных композиций с птицами), охотничий декор CHT (Chasse, tetes) и другие. Эти узоры были созданы в конце XIX - начале XX века.

        Манерная техника росписи фарфора цветами и фруктами популярна в Европе. При создании рисунка в этой технике используются цветочные мотивы, листья и фрукты и выполняются нанесение основы, штриховка и закрашивание. В результате мотив заключен в основе рисунка. Штриховка подчеркивает структуру, а закрашивание - игру света и тени. В результате рисунок производит впечатление объемного, несмотря на то, что он нанесен на плоскую фарфоровую поверхность.

        При использовании этого метода художник не стремится к фотографичной правдивости изображаемых цветов и фруктов, а скорее к их колоритности и яркости. Такой метод используется только европейскими художниками по фарфору. Основой для этих мотивов служат старинные наброски и иллюстрации к книгам о растениях.

        Таким образом художники Herend создают декоры BFR (Bouquet de Fruits, фарфоровый сервиз с таким узором заказал Николай II), CFR (Composition de fruits), VER (Verger).

        Роспись фарфоровых статуэток и фигурок из фарфора
         
        Роспись фарфоровых статуэток требует огромного опыта, тщательности и обширной практики. Особенно сложно расписывать такие элементы, как перья, шерсть, волосы, одежду и лицо (особенно глаза).

        На Херенде расписывают фарфоровые статуэтки с применением натуралистичной техники и стилизованной техники (vieux herend, или "сетка Херенд"). С 1860 г. здесь были созданы фарфоровые фигурки почти 300 зверей, птиц и рыб.

        Первая статуэтка – фарфоровая фигурка петушка-задиры (Cockerel)  была создана в 1860 году для Mor Jokai, известного писателя, использовавшего этот псевдоним. Этот узор использовался еще много сотен лет назад в Китае для изображения чешуи и перьев. Художники Херенд привнесли свои новые черты в этот узор фарфора, и в наши дни эти коллекционные фарфоровые статуэтки пользуются огромным спросом во всем мире. Все фарфоровые фигурки vh, создаваемые ограниченным тиражом, имеют общие черты: мордочки, рты, хвосты изображаемых созданий раскрашиваются другим цветом или позолотой. Сетка разных цветов (красная, зеленая, малиновая, черная, голубая/синяя, лиловая или желтая) наносится на фарфор тонким пером и раскрашивается кистью.

        Художники и скульпторы Herend создают фарфоровые фигурки, поражающие своим динамизмом, объемностью и жизненностью. Смотрите, выбирайте и покупайте фарфор Herend в Коллекции фарфора. Интересные подарки из фарфора смотрите здесь.

        Создание фарфора, этапы ручного производства фарфора.

        Источники информации:

        • А. Трощинская. "Русский фарфор эпохи классицизма". Орнаментальный и цветочный декор. Москва, 2007

         

    • Агитационный фарфор
    • Англо-русский словарь фарфора
    • Профессиональный фарфор
    • Специализированные выставки фарфора
    • Тематические экскурсии
    • Фарфор - лучший VIP подарок
    • Рынок фарфора: предпочтения потребителей
    • Керамика и фарфор: атрибуция и определение качества
    • Японский фарфор
    • Фарфоровая посуда
    • Китайский фарфор
    • Москва для ценителей фарфора
    • Марки и клейма фарфора
    • Фарфор: хранение, уход, реставрация
    • Аукционы, антикварные салоны
    • Коллекции фарфора и посуды в музеях России
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»