Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Зарубежный фарфор
    • Фарфор Hollohaza (Венгрия)
    • Фарфор SP Dresden (Германия)
    • Фарфор Meissen (Германия)
    • Фарфор Meissen (Майсен)

      В Интернет-магазин фарфора  >

      Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году во времена правления курфюрста Августа Сильного. Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа.

       

      Майсенский фарфор (Meissen porcelain, Статья в Encyclopædia Britannica)

      также Дрезденский фарфор или саксонский фарфор (porcelaine de Saxe). Немецкий твердый, или настоящий, фарфор, изготавливаемый на заводе Meissen, неподалеку от Дрездена, в Саксонии (нынешняя Германия) с 1710 года до настоящего времени. Это был первый настоящий фарфор, успешно произведенный в Европе, до приблизительно 1756 года он доминировал в стиле европейского фарфора. Позднее лидерство окончательно перешло к французскому севрскому фарфору (Sèvres).

       

       

      Трудно сказать точно, когда первые предметы из фарфора появились в Европе. Зато точно известна дата и место создания европейского фарфора - 1710 год, Саксония. Фарфор - для жителей Запада, помимо того, что был предметом роскоши, почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и как одна из величайших ее тайн. Когда в начале XVIII столетия в Германии смогли воссоздать рецепт фарфора, для современников это событие было подобно чуду…

      "Белое золото" - фарфор, отмеченный синими мечами - знаком знаменитой Мейсенской порцелиновой мануфактуры, первого европейского производителя фарфора. Сегодня фарфор, созданный в первые десятилетия существования немецкой мануфактуры, ценится наравне с произведениями старых восточных мастеров.

      Первые образцы европейского фарфора - удивительные произведения, соединившие традиции культур Востока и Запада. Нередко его создатели подражали мастерам Китая и Япония, хотя чаще их творения являются творческим переосмыслением традиций фарфорового производства восточных держав.

      Надо сказать, что восточные сюжеты стали постоянно использоваться европейскими художниками еще за несколько веков до описываемых событий. В галантное столетие восток был также в моде. В то время в европейском искусстве между собой соперничали 3 стиля - тюркери, жапонез и шинуазри (турецкий, японский и китайский стиль соответственно).

      Фантастические цветы, деревья многоцветными лепестками и листьями оплетали вазы. Диковинные животные, райские птицы и непременные драконы (хотя и утратившие значительную часть своего грозного величия) резвились на белых просторах сервизов. Дамы и кавалеры в ярчайших нарядах, напоминающие восточные (как правило, довольно отдаленно, нередко в восточных костюмах угадывались модные детали европейских туалетов), гуляли под сенью пестроцветных пальм. Или же их сложнофигурные силуэты великолепием золота проявлялись на белоснежной поверхности фарфора.

      Фарфор был частью великого мифа о Востоке. Как и европейский фарфор:  "восточные" узоры были необычайно популярны среди художников работавших в Мейсене. Восточные узоры и сцены из восточной жизни, украсившие драгоценную посуду, стали частью прекрасной восточной сказки, которой была так увлечена Европа галантного столетия.

      История востоковедческих наук еще была в начале своего развития. Впереди Европу ждало серьезное увлечение Востоком, его искусством, философией, образом жизни… Пока же эта была прекрасная, немного легкомысленная игра с его традициями и образами совершенно в духе веселого XVIII столетия.

      В 1709 году началось одно из самых удивительных научных и коммерческих приключений последних трех столетий, того самого приключения, что привело Иоганна Фридриха Беттгера к открытию белого твердого европейского фарфора.

      Многие выдающиеся личности были в числе последователей Беттера, и каждый из них внес огромный личный вклад в техническое и художественное развитие фарфора Meissen.

      Особняком среди них стоят Иоганн Грегориус Герольдт (Johann Gregorius Hoeroldt), художник и знаток химии цвета, разработавший около 10000 светящихся  превращающихся в стекло пигментов на основе оксидов металлов – которые по сей день используются при росписи фарфора Meissen, и Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler), невероятно одаренный скульптор, создавший множество фигур, скульптур и обеденных сервизов, продолжающих существовать на протяжении 300 лет.

      В основном благодаря техническому и художественному мастерству этих двоих людей каждая из моделей с ее несравненным богатством цвета и динамичности может быть выполнена и в наши дни. Времена Герольдта и Кендлера, позднее барокко, времена Баха, и рококо, и Моцарта могут с уверенностью называться золотым веком мануфактуры Meissen.

      С 1711 года главным художником мануфактуры был назначен придворный серебряных дел мастер Якоб Ирмингер, создавший формы для изготовления сначала красной керамики Беттгера (Bottger Steinzeug), а впоследствии - фарфора. Первые формы керамики Беттгера, выпускавшейся на Meissen, имитировали керамические чайники из китайского уезда Исин, с конца XVII века в больших количествах импортировавшихся в Европу. Благодаря работе Ирмингера вместо копирования китайских чайников на мануфактуре начали воспроизводить формы серебряной посуды мастеров Аугсбурга и Нюрнберга, а некоторые изделия из красной керамики украшались бриллиантами и гранатами, оправленными в золото и серебро.

      Первые изделия из мейсенского фарфора выпускались с примесью алебастра, плотная по своей консистенции глазурь также состояла из каолина и алебастра, имела желтоватый оттенок, и на поверхности глазурованного обожженного  предмета можно увидеть множество мелких пузырьков. Вначале для росписи фарфора использовалась нестойкая холодная позолота, впоследствии замененная стойкой позолотой, закреплявшейся при обжиге, способ нанесения которой также был открыт Беттгером. В дальнейшем Беттгер открыл рецепт розового люстра, которому было дано имя его создателя.

      Секретность окружала фарфор Meissen с момента создания первых образцов. Секрет глазури и формула фарфора были раскрыты брату первого директора мануфактуры Михаэля Немница, доктору Вильгельму Немницу и придворному врачу доктору Бартоломею, каждый из которых знал одну часть рецепта. Служащим мануфактуры было запрещено разговаривать с посторонними, каждый работник был знаком только со своей частью процесса создания фарфора.

      Первым сотрудником, сбежавшим и унесшим с собой секрет, был Самюэль Кемпе, ассистент Беттгера, принимавший участие в его экспериментах. Он украл немного массы красной керамики и сбежал в Пруссию, открыв там керамическую мануфактуру Plaue-en-Havel. Мастер по обжигу Самюэль Штольцель, пользовался доверием знавших секрет изготовления фарфора руководителей мануфактуры, но в 1719 году он сбежал в Вену вслед за позолотчиком Кристофом Хангером. Их переманил в Вену австрийский военный комиссар Claudius Innocentius du Paquier, желавший заняться производством фарфора. План печей Беттера он получил от сводного брата Беттгера и в 1719 году начал производство фарфора в Вене. Хангеру удалось создать более качественные надглазурные краски, а также именно он нанял на работу Иоганна Грегориуса Герольдта, художника, работавшего в стиле шинуазри. Венский фарфор начал опережать мейсенский фарфор.

      Шпионы Августа Сильного нашли Штольцеля в Вене и предложили ему жизнь в обмен на возврат на работу в Мейсен. Перед возвращением в Мейсен Штольцель уничтожил свои мастерские в Вене, разбил формы, украл краски Хангера и разрушил несколько печей. Вслед за ним в Дрезден убежал и Иоганн Грегориус Герольдт. Давид Кехлер разрабатывал палитру красок, включая подглазурный кобальт, после его кончины в 1723 году некоторые из секретных рецептов его красок были куплены Герольдтом, ставшим главным изготовителем красок и основным декоратором. К 1727 году Герольдт довел до совершенства желтое крытье. Примерно в это же время при создании массы перестали применять алебастр, заменив его на кварц и полевой шпат из Зиберлена, что сделало фарфор более белым и идеально подходящим для росписи в стиле Какиемон. В этом стиле по заказу Августа Сильного были выпущены сервиз С желтым львом и Красный дракон.

      В те первые годы существования мануфактуры Meissen ее смотритель Иоганн Мельхиор Штайнбрюк (Johann Melchior Steinbrueck) осознал необходимость защиты настоящего майсенского фарфора от подделок и имитаций. Так появились знаменитые «Скрещенные Мечи» - подглазурное клеймо, изображаемое на каждом фарфоровом предмете Meissen как отличительная отметка – так он создал коммерческую торговую марку, самую старую и наиболее долго используемую без перерыва торговую марку в мире.  

      Скрещенные синие мечи - эмблема саксонского майсенского фарфора с почти трехсотлетней историей - это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную кобальтовой краской под глазурью на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года. Несомненно, секрет обаяния фарфора Майсен заключается в его способности выражать представление о роскоши каждой эпохи, сохраняя при этом свой неповторимый стиль.

      Можно с уверенностью сказать, что только настоящий майсенский фарфор сохранил свою ценность на протяжении времени. Свидетельство этому – исключительные цены, за которые обычно раскупается фарфор Meissen на всемирных аукционах. На ценность влияет и то, что здесь не выпускается двух совершенно одинаковых предметов, на каждый из фарфоровых предметов влияет стиль росписи художника, и это отличие бесценно.

      Где еще во всем мире – кроме Meissen - Вы сможете сегодня сделать выбор из более чем 150000 предметов из фарфора – причем каждый из них уникален и несет в себе частичку 300-летней истории фарфора Meissen?

      И в наши дни ценителей фарфора не могут оставить равнодушными изделия современных коллекций фарфора мануфактуры Мейсен, в которых представлены лучшие образцы популярных во все времена стилей барокко, рококо, ампир и ар–деко. При написании этой и некоторых других статей использована информация www.meissenusa.com, www.meissen.com, www.museum.ru и других источников. Предлагаем ознакомиться с нашей Коллекцией фарфора. Интересные подарки из фарфора представлены здесь.

      Одно из первых изображений фарфора Meissen запечатлено на картине "Шоколадница" кисти Jean-Etienne Liotard.

       

      Jean-Etienne Liotard (1702-1789)

      Шоколадница, ок. 1744 г. Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden

      Эта весьма известная картина была написана в Вене. Сразу после завершения работы над "Шоколадницей", 3 февраля 1745 г., картина была куплена графом Алгаротти для княжеского дома Саксонии. Служанка предлагает свежий горячий шоколад в чашке майсенского фарфора и воду в стакане богемского стекла на лакированном японском подносе. Достоверно точно не известно, как звали девушку, послужившую моделью художнику. Скорее всего, она была служанкой при дворе Австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Однако  часто называют имя модели - Anna Baltauf. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил молодой принц von Dietrichstein. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней. Кастовые предрассудки, существовавшие в Вене, не позволяли считать дочь рыцаря, будь он даже зажиточным, подходящей партией для придворного. Самая романтическая версия гласит о том, что однажды зимним днем 1745 года молодой принц фон Дитрихштейн зашел в венское кафе попробовать новый напиток (горячий шоколад), о необыкновенном вкусе которого было столько разговоров. Там он повстречал Анну Бальтауф, работавшую в заведении продавщицей. Его поразили грациозность и красота девушки, и он влюбился в нее с первого взгляда. В течение нескольких недель он почти ежедневно приходил в кафе, чтобы побыть с Анной рядом и поближе с ней познакомиться. Наконец он сделал предложение и в течение года женился на ней, несмотря на сильное противодействие аристократии. В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану-Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."

      Традиционный круг заказчиков Мейсенской фарфоровой мануфактуры включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры Мейсенской фарфоровой мануфактуры находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (г. С.– Петербург).

      Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие фарфоровой мануфактуры Майсен тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.

      По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На Мейсенской фарфоровой мануфактуре производится около 175000 типов фарфоровых предметов.

      В собрании Майсенской фарфоровой мануфактуры хранится 200000 моделей майсенского фарфора разных периодов. При мануфактурах в XVIII веке создаются библиотеки, регулярно выписывающие литературу в помощь скульпторам и живописцам. Уже в середине XVIII века мануфактура Meissen специально закупала в Германии, Франции и Англии гравюры, в дальнейшем составившие большое собрание, насчитывавшее тысячи листов.

      В наши дни на Майсене производятся следующие виды фарфора: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется. В 2004 году общий объем продаж майсенского фарфора составил 35,9 млн Евро. На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 человек, из них 450 художников и скульпторов.

      Каждое фарфоровое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры несет в себе частичку тепла человеческих рук, это всегда шедевр, - ведь около полутора месяцев занимает изготовление одной фарфоровой статуэтки Meissen (Майсен). 

    • Фарфор Weimar
    • Венский фарфор Augarten
    • Фарфор Atelier D Art de Limoges
    • Antique Alive: селадоновый фарфор, предметы интерьера
    • Фарфор KPM (Германия)
    • Фарфор Deshoulieres (Франция)
    • Фарфор Herend (Венгрия)
    • Японский фарфор Noritake
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»