Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор
  • Советский фарфор

    Собирательство советского фарфора с определенного времени приобрело популярность и стало широко распространенным видом коллекционирования. Причем надо отметить, что в отличие от прежней практики коллекционирования советского фарфора, когда под этим подразумевалось в первую очередь собирательство изделий ранней советской эпохи, и особенно так называемого агитационного фарфора, сейчас внимание большинства коллекционеров обращено преимущественно на послевоенный период. Это обусловлено как доступностью предметов, так и ощущением исторической причастности, ностальгией по недавнему прошлому.

    Мастера раннего советского периода дали стране и миру образцы совершенно нового, небывалого уровня искусства мелкой пластики и художественного фарфора. Энергетика новой жизни и смена идеологии подняли этот, казалось, уже устоявшийся вид искусства на совершенно новую высоту и придали ему новое измерение. В первой трети XX века на фарфор оказывали влияние процессы, происходившие в художественной жизни, производственной  и социальной сферах, существенно усложнившиеся в послереволюционный период. Ярчайшим явлением в русском искусстве этого времени стал агитационный фарфор. Агитационный фарфор с его звучностью открытого цвета, ритмом деталей, символами нового времени воздействовал наравне с лозунгом-призывом.

    Не зря изделия из фарфора стали считаться одной из немногих статей экспортного потенциала молодой Советской республики и нашли своих почитателей в разных странах, пусть даже и абсолютно не принимавших большевистские идеи. Однако произведения художественного фарфора 1920 – 1930-х годов крайне редки и стоят довольно дорого, поэтому круг их собирателей достаточно узок и элитарен. Обычно период агитационного фарфора завершают 1927 годом. В последующие годы новые произведения с революционной тематикой уже не создавали, а копировали прежние востребованные образцы, главным образом, по заказу внешнеторговых организаций. Индустриализация (1927), коллективизация (1929) и культурная революция (1929-1930) отразились на скульптуре и бытовом фарфоре, а также на изделиях по спецзаказам.

    В советском фарфоре 1920-х - 1930-х гг. произошли многие принципиальные изменения, наиболее ярко проявившиеся в декорировании посудных форм - и в тематике и, главным образом, в технических новшествах исполнения декора, ориентированных на механические способы воспроизведения изображений (деколькомания, печать, аэрограф и трафарет), широкое использование которых можно назвать одним из самых существенных отличий изделий 1930-х гг. от фарфора предшествующей поры.

    На небольших фарфоровых заводах в 1920-е гг. происходил постепенный переход от старых кузнецовских образцов продукции к новым посудным формам и художественному оформлению, затянувшийся из-за трудностей экономического характера. На Первомайском фарфоровом заводе (ПФЗ), как и на других фарфоровых заводах страны, продолжали вырабатывать традиционные формы посуды. Однако авангардные и революционные изменения в художественном решении фарфора Петрограда и Москвы не могли не сказаться на характере изделий провинциальных предприятий страны. На агитационном фарфоре этих заводов воспроизводились  утвержденные рисунки столичных художников,  создавались уникальные изделия с символами новой власти. В 1930-х гг. на фарфоре изображались образцы новой техники, архитектурные сооружения, станции метро, гидроэлектростанции и др. На образцах позднего агитационного фарфора – портреты политических деятелей: И.В.Сталина, М.И.Калинина, а также яркие события современности.

    В пластике послеагитационного периода лидирует творчество Н.ЯДанько, определившее характер всей советской фарфоровой пластики того времени. В бытовом фарфоре появляются схематические рисунки, символизирующие промышленность, механизацию сельского хозяйства, ликвидацию неграмотности, просвещение через школу и радио, развитие сети общественного питания и личную гигиену, выполненные в технике деколькомании, печати, а чаще аэрографом по трафаретам, без золота, но в сопровождении соответствующих изображениям надписей: "За заем тракторизации", "Учись по радио", "Чисть зубы" и др.

    С 1931 года на советских фарфоровых заводах организуются художественные лаборатории. События, которыми жила страна в те годы, нашли свое отражение в фарфоре - отрытие первого метро (1935), первые беспосадочные перелеты, строительство канала Москва-Волга (1932-1937), открытие ВСХВ (1939) и др. Особое внимание уделялось темам национальных меньшинств, образования и защиты отечества.

    В изделиях 1930-х гг. запечатлелись и общие стилистические черты, присущие советской модификации стиля ар деко, время которого относится к 1932-1941 гг. Очень часто в фарфоре применяли сочетания-параллели, например, «ткань-керамика», что являлось одной из родовых черт декоративного искусства ар деко. В некоторых изделиях Первомайского, Дулевского и Дмитровского заводов прослеживаются общие орнаментальные мотивы. «Ситцевый» декор с разбросанными по поверхности мелкими цветами или букетиками разрабатывался во множестве вариаций. Часто цветы были стилизованными, броские цветовые пятна выстраивались в ритмический ряд, гармонично уравновешенный на поверхности формы. В отличие от «ситцевого» орнамента предыдущих столетий, здесь усиливалась, подчеркивалась условность и декоративность. «Ковровый» орнамент, напрямую заимствованный из дальневосточных аналогов или стилизованный, словно мягкое обертывание, застилал поверхность посуды, в некоторых изделиях даже имитировалась фактура ткани.

    Наряду с пестрыми и нарядными, существовали фарфоровые изделия строгих форм, решенные в духе неоклассицизма или нового «сталинского ампира». В оформлении ряда предметов конца 1930-1940-х гг. использовался традиционный декор с овальными медальонами-резервами, обрамленными ритмически упорядоченным растительным орнаментом. Цветочная роспись вновь стала преобладающей. Изделия этого времени – словно результаты экспериментов со всем многообразием техник росписи по фарфору: подглазурным кобальтом, надглазурной росписью пунктиром, по трафарету, рисунком пером, росписью серебром и золотом с цировкой.

    • Вазы - Фарфоровые вазы, изготовленные к торжественным событиям и знаменательным датам, занимали значительное место среди официальных даров, адресованных политическим форумам и лидерам страны, и играли заметную роль в государственном церемониале советского времени. Сложная техника изготовления больших фарфоровых ваз была возобновлена в 1936 г. на ЛФЗ, а затем и на других советских заводах. К 1950-м гг. выпускали еще более крупные и сложные по декору вазы. Изделия 1920-х - 1930-х гг. на ЛФЗ отливали за редким исключением по большой и малой "китайской" форме, созданной С.Е.Яковлевой на основе восточных образцов. Она имела простой объем с плоским основанием. На вазу органично ложилась роспись в виде единой композиции. Во второй половине 1930-х гг. в росписи выделяется фасадная сторона и центральная живописная композиция на тулове вазы. В послевоенные годы появляются формы "амфорная" и "кратерная" на высоких ножках, разработанные А.А.Стрекавиным и Э.М.Криммером на основе образцов русского ампирного искусства.
    • Скульптурная и живописная декорация памятных ваз выдержана в одическом жанре, поскольку в те времена вазы воспринимались как действенное произведение искусства большого общественного значения. Вазоваяние утверждает новые идеи и образы власти. На тулове помещаются центральные сюжеты - портреты вождей и юбиляров, эпизоды советской истории, памятные места, приметы новой жизни. На оборотной или боковых стороных тулова - цитаты текстов классиков марксизма-ленинизма, дарственные надписи. Высокую ножку декорируют растительные орнаменты или бандероли с надписями. Горло и оплечье украшены более значимыми мотивами - советской символикой, гербами и орденами, иногда тематическими сюжетами в медальонах. Изображения вождей на вазах отличались каноничностью образа при академическом копировании официальных портретов.

     

    В нарождающейся новой художественной стилистике оформления массового фарфора постепенно нарастает декоративность. Социально заостренная тематика стала достоянием уникальных и малосерийных произведений, создававшихся к определенным историческим датам, навеянных значительными событиями в жизни страны, а также предназначавшимся к экспонированию на выставках, изготовлявшихся специально на экспорт или для подношения официальным лицам. В их художественном оформлении на первый план выходит повышенная декоративность, усиленная обильной позолотой, - признаки нарождавшегося сталинского ампира. Проводником нового стиля стал ЛФЗ, по сути всегда остававшийся "придворным" предприятием. 

    Послевоенный фарфор, как правило, гораздо доступнее по предложению и ценообразованию, и самое главное, он психологически более близок большинству собирателей, отражая реалии и идеалы прожитой ими эпохи.

    Собиратели фарфора – это хранители истории и культурного наследия нашей страны, люди, получающие от своего увлечения не только удовольствие, но и своеобразную психологическую поддержку и энергетическую подзарядку. Как правило, это люди определенного интеллектуального уровня, умеющие тонко чувствовать и сопереживать и в силу этой тонкости, высокой душевной организации сами уподобляющиеся предметам своей собирательской страсти.

    Прошедшая советская эпоха оставила нам множество фарфоровых изделий, и каждое из них – своеобразный памятник минувшему времени. При этом коллекционная востребованность той или иной скульптуры зависит не только от ее тиражности, но и от того, насколько был талантлив ее автор, насколько глубоко и тонко удалось ему затронуть струны человеческой души. В свою очередь, эта востребованность влияет на цену, и часто более тиражные фигуры стоят дороже, чем менее распространенные, отражая таким образом существенный вес таланта художника в цене изделия.

    К сожалению, масштабы и темпы фальсификации советского фарфора неприятно поражают воображение. Подделки под советский фарфор появились в Европе еще в 1920-е гг., однако их легко отличить от оригиналов. После распада СССР постепенно сформировался мощный потребительский спрос на советский фарфор и проблема фальсификации советского фарфора предстала в ином масштабе. Разнообразные подделки советского фарфора – от подделок тиражной скульптуры до редкой - наводнили рынок антиквариата.

    Основные принципы и последовательность действий при определении подлинности фарфора в отечественном искусствоведении были сформулированы А.Б.Салтыковым в 1950-х гг., прекрасно изложены в книге «Советский фарфор. Каталог с оценкой редкости» И.С. Насоновой и С.М.Насоновым. Основные положения этой методики применительно к практике обычного коллекционирования приведены в Иллюстрированном каталоге-определителе с ценами Советский фарфор 1917-1991 И.Пелинского и М.Сафоновой:

    1. Тщательный наружный осмотр с помощью увеличительного стекла для определения основных внешних признаков.

    На этом этапе определяется материал, из которого изготовлен предмет – фарфор, фаянс, глина и т.д., а также особенности фарфоровой массы, цвет и толщина глазури, особенности росписи изделия. Определяется поглаживанием пальцем способ нанесения красочного слоя (надглазурно или подглазурно), особенности росписи (ручная, в этом случае имеется рельеф, или механическая). В зависимости от времени производства и завода производителя значительно различаются палитра и прозрачность красок, матовость или блеск росписи, качество и тщательность исполнения.

    Необходимо изучить также донышко предмета для определения подлинности, места и времени производства. Кроме марок и меток, следует обращать внимание на наличие или отсутствие глазури на донышке, его форму, толщину черепка изделия. Во многих случаях именно по форме донышка можно отличить подделку от оригинала. Наличие включений в виде черных точек на поверхности донышка может свидетельствовать о реставрации или новой росписи по старому белью. Размер фигуры и ее вес – также очень важные характеристики предмета.

    2. Определение заводских марок, технических меток и меток художников и мастеров.

    У каждого фарфорового завода СССР было свое клеймо, менявшееся с течением времени. С помощью образцов клейм по заводам и периодам можно определить время и место производства предмета. Зачастую именно клеймо подделывается в первую очередь, поэтому рекомендуется обращать внимание на все признаки рассматриваемого предмета. Помимо клейм, на предметах можно встретить метки художников и мастеров, сортность, год производства и цену.

    3. Стилистический анализ изделия.

    Каждый художник имеет свой стиль художественного отражения действительности, благодаря которому можно узнать его руку в том или ином изделии советского фарфора. Кроме того, каждый завод-изготовитель фарфора имел свой стиль производства, подачи и росписи изделия. Сочетание красок, форма и вид росписи фарфора часто уникальны для того или иного завода или периода времени. Изучение стилистических особенностей поможет вас легче определить фарфор и избежать фальсификатов. Многие изделия советского фарфора раннего периода имеют высокую степень индивидуальности благодаря различным вариантам исполнения росписи.

    Художественная и материальная ценность фарфора зависит от состояния предмета. Любой изъян сказывается на цене фарфора, за исключением действительно редких предметов, в которых допустимы дефекты и реставрации. Высокопрофессиональная реставрация не снижает стоимости очень редких, уникальных предметов из фарфора, не имеющих альтернативы на рынке.

    Многие фигуры попали в собирательский оборот в белье, т.е., в виде нераскрашенной белой скульптуры, и впоследствии были расписаны (т.н. «новокрасы»). Новокрасы обычно дешевле полностью оригинальных скульптур, а многие современные росписи, выполненные талантливыми художниками, могут поспорить по художественной ценности с оригиналами. Каждый коллекционер сам определяет свое отношение к такого рода изделиям.

    Определение стоимости советского фарфора

    Вопрос ценообразования в сфере искусства и антиквариата всегда считался сложным и неоднозначным. Рынок советского фарфора здесь не исключение. Однако в случае более-менее регулярно появляющихся на рынке советского фарфора изделий существуют определенные ценовые ориентиры. Цена фарфорового изделия серьезно зависит от состояния изделия, времени производства (в случае, если модель производилась на протяжении нескольких лет, более ранние изделия стоят дороже), качества росписи и ряда других факторов. Хотя редкость фарфорового изделия прямо влияет на его цену, часто рыночный спрос на полюбившиеся собирателям предметы формирует цену значительно более высокую, чем следовало бы ожидать, исходя из их редкости и встречаемости.

    Уникальные и авторские произведения стоят в сфере ценообразования особняком. Их стоимость всегда высока и сложно предсказуема. Еще более сложна и индивидуальна проблема определения цены довоенного советского фарфора. В этой категории советского фарфора цены в десятки тысяч долларов – обычное дело, а предложение мало или даже единично, уровень художественного исполнения невероятно высок, и фарфор востребован не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Примерная структура цен на довоенный советский фарфор выглядит следующим образом:

    Ведомственная (РККА, наркоматы и др.) и бытовая посуда с советскими эмблемами, лозунгами и агитационными сюжетами (деколь и печать) – от десятков до сотен долларов.

    Чайные пары, отдельные предметы сервизов, посуда и другие бытовые изделия, украшенные росписью неагитационного или сюжетного типа – от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

    Периодически встречающаяся на рынке мелкая фарфоровая пластика, высокохудожественная посуда ручной росписи, нередкие тарелки неагитационной тематики – от нескольких тысяч до десяти тысяч долларов и более.

    Агитационные и другие тарелки высокого художественного уровня, скульптура, сервизы – от десяти до многих десятков тысяч долларов.

    Редкие изделия высокого художественного уровня и уникаты – от многих десятков до сотен тысяч долларов.

    Источники:

    • Советский фарфор 1917-1991: иллюстрированный каталог-определитель с ценами. И.Пелинский, М.Сафонова. Москва. ИД «Любимая книга».2011
    • Русский художественный фарфор XVIII – первой трети XX века в собрании Рыбинского музея-заповедника. Коновалова Н.Е. и др. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 2010
    • О.Соснина. "Лучшие вещи для лучших людей: фарфоровые вазы в подарок" - Ода к радости. "Пинакотека". с.446-447. Москва 2008.
    • Э.Самецкая. "Советский фарфор и фаянс 1930-х годов" - Ода к радости. "Пинакотека". с.216-219. Москва 2008.

     

    Информация в разделе Статьи нашего сайта создана на основе указанных в текстах источников и носит информационный характер.

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»