Главная > Статьи

  • Российский фарфор
    • Русский фарфор: уроки Востока
    • Юсуповский фарфор: фарфор завода Н.Б.Юсупова
    • Фарфор Игоря Клименкова: Klimenkoff и Far4
    • Фарфор Леонида Никитина
    • Фарфор Миклашевского (Волокитино)
    • Новости фарфоровых заводов России
    • Фарфор завода Попова (Горбуново)
    • Фарфор Гарднера (Вербилки)
    • Императорский фарфор ИФЗ
    • Фарфор Виктории Смирновой
    • Золотой век русского фарфора и стекла
    • Фарфор Дулево
    • Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных
    • Корниловский фарфор: фарфор завода Корниловых
    • Завод братьев Корниловых

      Завод Корниловых был основан в 1835 году, в 1918 году национализирован. С 1921 г. – завод «Пролетарий» по выпуску электротехнического фарфора. В 1990-е гг акционирован. Ликвидирован в 2003 году.

      Сегодня продукцию завода братьев Корниловых относят к разряду элитного коллекционного фарфора.

      В 1835 г. М.В.Корниловой на Выборгской стороне в деревне Полюстрово был основан фарфоровый завод. Местонахождение завода в Северном районе Петербурга (ныне Полюстровский проспект, дом 59), обещало хорошие перспективы в силу наличия поблизости необходимого сырья и рынков сбыта, удобным оно было и для транспортировки товаров.

      К управлению заводом М.В.Корнилова привлекла пятерых сыновей – Петра (1806-1881) , Михаила (1807- 1886), Ивана (1811-1878), Василия (1816-1878) и Якова (1818-1895) Саввиновичей. С  1791 года, еще до основания завода, братья Саввин Васильевич (муж М.В. Корниловой) и Василий Васильевич Корниловы торговали привозным фарфором в магазинах столицы и провинциальных городов России. Незаурядные организаторские способности М.В. Корниловой позволили всего за один год подготовить предприятие к выпуску продукции.

      До революции на заводе Корниловых выпускались различные изделия из фарфора. Со дня основания завода большое внимание уделялось техническому оснащению предприятия, внедрялись новейшие достижения науки и техники в области керамического производства. В то же время большое внимание уделялось художественной стороне изделий.

       

       

      Чашка с блюдцем с изображением букетов цветов в рельефных рокайльных картушах и золоченым растительным орнаментом. 1835-1843. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Чашка 6х9,1, дм блюдца 15,5. Марки: на чашке – оттиск в тесте в три строки: БР/КО/3; на блюдце – оттиск в тесте в две строки: БР/КО. Собрание ГРМ.

      На завод приглашались лучшие мастера с заводов Попова, Гарднера, Батенина, Императорского фарфорового завода. Большой вклад в развитие производства внесли общепризнанные европейские мастера – французские керамисты. Лучшие художники своего времени выполняли эскизы для украшения корниловского фарфора. Выпускаемый фарфор получил мировую известность и пользуется неизменным спросом среди собирателей и коллекционеров до сегодняшнего времени.

       

      Сахарница с крышкой овальная, голубого крытья; в белых резервах изображение фруктов. 1835-1843. Фарфор, роспись надглазурная, рельеф, золочение. 11,9х16,8х11. Марки: оттиск в тесте в две строки – БР/КО; коричневая надглазурная – Фабрики/Братьев/Корниловых/въ С.Петербурге. Сахарницы подобной формы выпускались на корниловском заводе длительный период, до середины 1860-х. Собрание ГРМ.

      Сырье на предприятие поставлялось из Финляндии (кварц и полевой шпат), белая глина из Глухова Черниговской губернии и из Англии, капсельная глина – из Тихвина и Боровичей Новгородской губернии. Краски для росписи фарфора изготавливались на заводе и частично поставлялись из Франции. В середине XIX века завод братьев Корниловых входил в число четырех ведущих фарфоровых предприятий России наряду с Императорским фарфоровым заводом, заводами Гарднера и Попова.

       

      Тарелка с голубым бортом и изображением цветов и фруктов в центре. 1840-1861. Фарфор, роспись надглазурная, рельеф, золочение. Дм – 22,5. Марка: коричневая надглазурная надпись – Заводъ/Братьевъ/Корниловыхъ, обрамленная лентой с надписью – Въ С.Петербурге. Собрание ГРМ.

      Ранний корниловский фарфор выполнялся в духе историзма с характерным для этого этого стиля использованием художественных форм и стилистических приемов, заимствованных из прошлых столетий, но переработанных и воплощенных в новых, оригинальных произведениях. Для многих фарфоровых предприятий первой половины XIX века были характерны общие стилистические тенденции: античные формы украшала "картинная живопись", заключенная в золоченые узорные рамки. Модные тенденции диктовались ИФЗ, а затем находили отражение в продукции частных российских заводов второй трети XIX века. Наиболее распространенной оставалась форма ваз с амфорообразным туловом и четырехгранным основанием. Однако декоративное оформление усложнялось обильными лепными деталями, лишая классическую форму строгости. Для росписи использовались цветочные букеты, условный пейзаж или заимствованные из популярных произведений сюжетные сценки, размещавшиеся в медальонах, обрамленных рокайльной рамкой. Во второй трети XIX века в условиях роста числа фарфоровых заведений в России (в 1850-е гг. в России существовало около 100 частных фарфоровых заведений) завод братьев Корниловых был одним из лидеров отрасли наряду с заводами Гарднера и Попова. Фарфоровый завод братьев Корниловых был одним из лучших по техническому оснащению.

      Увлечение историческим наследием разных народов сказалось на характере изделий завода в виде заимствований форм и орнаментов прошедших эпох, их трансформации и комбинирования. Усложненные, изобилующие рельефом формы дополнялись многообразным цветочным декором.

      Ваза кобальтового крытья, с миниатюрами «Адмиралтейство и Кронштадт» и «Вид Биржи». 1840-е. Фарфор, крытье кобальтом, роспись надглазурная, золочение, серебрение. 29,3х20,5х10,3. Без марки. Роспись по гравюрам П.П.Свиньина «Кронштадт» и И.В.Ческого «Вид порта и Биржи со стороны Невы». Собрание ГРМ.

      Изделия завода порой имели причудливые очертания, не отвечавшие назначению.

       

       

      Флакон в виде мужской фигуры в восточном костюме. 1850-1860-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 27х9,7х9. Без марки. Собрание ГРМ.

      Флаконы, чайные приборы были решены в виде башен средневековых замков, ручки и носики сосудов напоминали химер готических соборов.

       

      Сервиз с драконами. 1840-1861. Фарфор, роспись надглазурная, лепка, золочение. Поднос восьмиугольный, кофейник с крышкой, сахарница с крышкой, два сливочника, чашка с блюдцем. Предметы имеют необычные формы в виде пагод с фигурами драконов, исполняющих роль ручек и носика. Собрание ГРМ.

      Техническую часть предприятия существенно усовершенствовал внедренный в России в 1885 году электромагнитный способ очистки массы. Новый способ позволил значительно повысить качество фарфорового черепка.

      Фарфор братьев Корниловых ваза

      Ваза с рельефным декором, фигурками путти и цветочной росписью в резервах. Завод братьев Корниловых, третья четверть XIX в. Собрание Рыбинского музея-заповедника. Фарфор, рельеф, крытье, роспись надглазурная полихромная, позолота. В.41,5 см

      Помимо фарфора, Корниловы пробовали работать и с другими видами керамики. Так, в середине XIX века предприниматели арендовали завод барона Л.Ф.Корфа в Шлиссельбургском уезде Санкт-Петербургской губернии, основанный в начале XIX века его первым владельцем, бароном П.Фридрихсом. На этом предприятии вырабатывали относительно дешевый фаянс хорошего качества. Однако примерно через год Корниловы приостановили это начинание. Редкие образцы корниловского фаянса - счастливая находка для коллекционеров. С 1896 по 1898 год к заводу Корниловых был присоединен петербургский фарфоровый завод Бенуа, основанный в 1888 г. Продукция его специально не маркировалась. Изделия создавали скорее для души и они вряд ли приносили существенный доход. Фарфоровые безделушки - цветы, украшения и игрушки - были расcчитаны на современных модниц и их детей.

      Не каждый фарфоровый завод может похвастаться таким разнообразным ассортиментом, какой был на предприятии братьев Корниловых. Разработке различных видов продукции предприниматели уделяли особое внимание.

      Кавалер, пишущий письмо. Завод Корниловых, СПб, 1843 - 1861. В. 11,3 см

       

      Санчо Панса. Завод Корниловых, СПб, 1843 - 1861. В. 16,5 см

       

      Основные потребители "фарфорового рынка" - массовые покупатели "средней руки". Для большинства из них фарфор - это прежде всего красивые и удобные вещи повседневного обихода,  т.е., посуда. Учитывая это, Корниловы сосредоточили свои усилия на разработке утилитарных вещей.

      Скульптура с 1850-х годов практически не изготовлялась вовсе. Вот почему корниловских фигур почти не сохранилось. Сюжеты корниловской скульптуры 1840-1850 годов не отличались оригинальностью. Большинство из них повторяли известные общеевропейские темы XVIII века: модели И.Кендлера «Цветочница», «Садовник», фигуры из серии «Обезьянья капелла».

      С середины 1840-х гг в продукции корниловского завода появилась скульптура народной тематики: жанровые сцены из жизни городских торговцев и ремесленников.

      Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 17,9х9,5х9. Марка надглазурная: изображение двуглавого орла с надписью – Братьев / Корниловых / въ С.Петербурге. Фигура «Молочница». Первая половина 1840-х. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 18,3х7х6. Марка: коричневая надглазурная надпись – Заводъ/Братьевъ/Корниловыхъ, обрамленная лентой с надписью – Въ С.Петербурге. Собрание ГРМ.

      Торговка пивом. Фарфор завода Корниловых, 1840 - 1850 гг. В. 15,5 см

      Выпускались типажные фигурки – статуэтки уличных торговцев и разносчиков, ремесленников, известных актеров. Источником для жанровых миниатюр и статуэток служили популярные в то время литографии.

      Водонос, фарфор завода Корниловых 1840 - 1850 гг. В.17,5 см По литографии А.О.Орловского 1826 года.

      Продавец хлеба, фарфор завода Корниловых 1840 - 1850 гг. В. 17,5 см

      На корниловскую пластику оказали влияние и популярные образцы русского фарфора, как например, экзотические фигуры негров - модификации знаменитой императорской пластической серии "Негры" (середина XIX века). Легко узнаваемы и фигурки "Торговцев и ремесленников", выполненные по гравюрам ежемесячного издания "Волшебный фонарь" (12 выпусков), впервые появившегося в 1817 году под патронажем книгоиздателя В.А.Плавильщикова. В небольшом количестве изготовлялась анималистическая скульптура. Новые веяния отразились в живописном оформлении фигур и в пластике "рокайльных" постаментов. Скульптуру расписывали от руки локальными цветами по неглазурованному или глазурованному фарфору. Дополнительный художественный эффект создавала позолота. В конструкции фарфоровых "кукол" могли быть замаскированы функциональные части, которые превращали их в утилитарные предметы - подсвечники, флаконы для духов, чайницы, чернильницы, настольные коробочки. Корниловы производили и модные скульптурные сосуды с крышками по типу английских "Тоби" - декоративных кувшинов в виде мужской или женской фигуры в бюргерском костюме.

       

      Пастух, высота 15,5 см Завод Корниловых, СПб, 1840 - 1861 гг.

      Под влиянием романтических настроений с середины XIX века на корниловском заводе выпускались изделия экзотической тематики: подсвечники с фигурой негра Доминго, часы с фигурами мушкетеров, флаконы в виде женских фигур в восточных одеждах. Современники отмечали высокую стоимость привлекательной продукции завода.

       

       

      Подсвечник с фигурой негра Доминго. 1843-1865. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 34х16,3х14. Марка красная надглазурная: изображение двуглавого орла с надписью – Братьевъ/Корниловыхъ/въ С.Петербурге. Собрание ГРМ.

      В росписи фарфоровых изделий корниловского завода зачастую встречаются петербуржские виды, виды загородных императорских дворцов и парков.

      Наиболее ярко в корниловской продукции отразилась мода на "второе рококо" с его стремлением к выделению отдельных элементов. Сложные ажурные лепные детали, причудливые раковины и рокайли, имитируя искусство середины XVIII века, подчеркивали "богатство" предметов. В выборе пластического декора излюбленным мотивом была форма кораллов. В виде окрашенных в натуральный цвет кораллов изготовляли носики, ручки и ножки-постаменты ваз, кувшинов, чайников, кофейников и чашек. Производили целые "коралловые сервизы", которые отличало живописное оформление основных объемов. Хорошо узнаваемы корниловские кувшины в виде античного аска (сосуда в виде бурдюка для вина) с ручками-кораллами. Эта популярная форма, появившись в 1840-е годы, продержалась до начала XX века.

      Фарфор братьев Корниловых чайник

      Чайник из чайного сервиза с рельефной ручкой, розочкой на крышке и цветочной росписью. Завод Корниловых 1840-1861 гг. Собрание Рыбинского музея-заповедника. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, позолота. Высота 17,1 см

      Особенно эффектно выглядели аски, поверхность которых имитировала блестящую фактуру серебра. Иллюзорный эффект достигался за счет серебрения и последующего нанесения на сосуд тонкой пленки металлов с характерным жемчужным блеском (техника "люстр"). Такие изделия могли дополняться настоящими серебряными крышками, придававшими им особую ценность.

      Фарфор Корниловых прибор для завтрака

      Прибор для завтрака с лотками и крышками в виде раковин. Завод Корниловых 1861-1870-е гг. Собрание Рыбинского музея-заповедника. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, рельеф. 42,0х42,0, высота 18,5 см

      На рокайльные "открытые" формы с волнистыми краями носили также восточные орнаменты, такие, например, как "цветы и птицы" или китайский меандровый "узор грома". С рококо связаны фигурные живописные или рельефные картуши, заполненные пейзажами или цветочными композициями. Так украшали сервизы и отдельные чайные пары, нередко дополненные крышками с незатейливыми скульптурными навершиями в виде капли или плоского диска.

       

      Чашки с блюдцами, фарфор завода Корниловых, СПб, 1840-1843 гг. Высота чашек 6,2 - 6,5 см, диаметр блюдец 12 - 14,2 см

      На российской мануфактурной выставке 1849 года в С-Петербурге корниловский фарфор удостоился лестной характеристики: «Фарфор трех частных заводчиков гг. Гарднеров, Корнилова и Миклашевского, относительно массы, очень хороши. Принимая в расчет не только подготовительную работу, труды лепщика, искусство живописца, но и цену вещей, должно отдать преимущество гг. Гарднерам. Фарфор гг.Корниловых нисколько не уступает фарфору их; он блестит и яркостию позолоты, и приятностию форм, и выбором и выполнением рисунков, но за то сравнительно дороже.»

      В начале 1850-х гг завод Корниловых выпустил серию предметов в русском стиле. Завод изготавливал церковную утварь, иконы, лампады, пасхальные яйца с миниатюрной и цветочной живописью. В коллекции Русского музея хранятся предметы фарфорового иконостаса, выполненного в 1881 году в память об императоре Александре II и пожертвованного М.С.Корниловым Спасо-Бочаринской церкви в Петербурге на Выборгской стороне.

      В 1839 году Михаил Корнилов на мануфактурной выставке в С-Петербурге, получил «за фарфор хорошего качества, чистой отделки, новейших фасонов» золотую медаль с надписью «за полезное» на Аннинской ленте. В 1841 году в Варшаве золотыми медалями были удостоены Петр и Иван Корниловы.  В 1843 году корниловский завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и право изображать на своем заводском клейме государственный герб «за значительное производство фарфора красивых форм, изящной живописи и хорошей позолоты». Современники отмечали у братьев Корниловых «множество предметов роскоши, красивой формы по новой моде и украшенные весьма удачной живописью, в особенности две большие вазы обращали на себя всеобщее внимание превосходно изображенными на них цветами». Корниловский завод начал получать заказы от Императорского двора.

      Изделия, выполненные по Высочайшим заказам по своим художественным достоинствам и техническим характеристикам – белизне фарфоровой массы, прочности позолоты, яркости красок – не уступали аналогичной продукции ИФЗ. В основном на корниловском заводе выполнялись доделки вместо утраченных предметов к парадным дворцовым сервизам – Гурьевскому, Бабигонскому, Министерскому, Готическому, Банкетному с вензелем «А», Корбиевскому и другим.

      Новые сервизы изготавливались для яхты «Ореанда», яхты морского министра и другие, выпущенные уже в начале XX века. Корниловы выполняли также доделки к европейским сервизным ансамблям, например , к сервизу с синей лентой и орнаментом "глаз куропатки" , изготовленному на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1782 году, или к сервизу с рельефными белыми цветами на голубом фоне, сделанному на английском заводе Коалпорт (Coaport) в 1820-1825 годах.

       

      Чашка с лепными букетами цветов на светло-лиловом фоне. 1865-1884. Фарфор, цветное крытье, лепка. 7,2х9,3х7,5. Марка синяя надглазурная изображение двуглавого орла с надписью – Братьевъ/Корниловыхъ/въ С.Петербурге. Собрание ГРМ.

      Серия фарфоровых тарелок (1884-1917) с гербами русских городов принесла определенный успех корниловскому заводу. Часть их находится в собрании ГМЗ «Петергоф».

       

      Тарелка с гербом Астрахани. Фарфоровый завод братьев Корниловых. 1884-1917. Фарфор. Собрание ГМЗ «Петергоф». Надпись «Велика русская земля, а везде солнышко».

      На заводе братьев Корниловых было исполнено подносное блюдо с гербом города Вильно, на фигурном щите которого в поле представлен всадник в латах, скачущий на коне в геральдически правую сторону; в его правой руке поднятая кверху сабля, а левой он держит щит с восьмиконечным крестом.

       

      Блюдо подносное с изображением российского государственного герба, герба города Вильно, монограммы императора Александра II «AII» под императорской короной и надписью «ОТ ВИЛЕНСКАГО ГОРОДСКАГО ОБЩЕСТВА» Фарфоровый завод братьев Корниловых. Ок.1873 г. Собрание ГЭ. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота. Марка золотом: двуглавый орел с надписью: братьев КОРНИЛОВЫХЪ въ С.Петербурге». 4,2х41,0.

      В 1861 г на Выставке русской мануфактурной промышленности корниловский завод представил часы, чайный сервиз «с родословной русских царей от Рюрика», несколько ваз с цветочной живописью, несколько столовых сервизов. Отзывы современников были менее восторженными и более критичными, чем в предыдущие годы: «Живопись недурна, но ничем не поражает особенно; вкус декоративной части, в вещах сложных, вообще нехорош». «Журнал мануфактур и торговли» тщательно проанализировал продукцию завода братьев Корниловых и также отметил при этом высокую стоимость: «Завод братьев Корниловых, с 1835 года существующий в С._Петербургской губернии, специально занимается ныне только выделкою фарфора; по крайней мере на выставку (1861) им не было доставлено образцов фаянса. В фарфоровых изделиях сего завода эксперты нашли массу по большей части чистою и белою, что служит доказательством тщательной подготовки материалов; глазурь чистою, но менее разливистою сравнительно с произведениями гарднеровского завода; вещи же более разнообразными. Выделка точеных вещей и простых формованных признана довольно тщательною; в формованных же орнаментных и в особенности в фигурах, по мнению экспертов, необходимы улучшения. Живопись цветочная и орнаментная признана удовлетворительной, но цены вообще слишком высоки.»

      В 1861 году Кабинет Двора Е.И.В. вторично в присвоил Корниловым звание «поставщика» с условием: «…т.к. Корниловы с 1843 г. пользуются правом употребления государственного герба на своих изделиях, положено назначить им повторение сей награды в том предложении, что эти фабриканты, ведущие значительный торг в обеих столицах, приложат старание к улучшению своего производства». Очевидно, корниловский завод не сумел вовремя отреагировать на замечания 1861 года, и в 1870 году торговля завода братьев Корниловых с Высочайшим двором была прекращена под предлогом прекращения заказа доделок к вышедшим из употребления сервизам. Этому решению предшествовало причисление в 1865 году завода братьев Корниловых ко II разряду по итогам V Московской мануфактурной выставки. В соответствии с новой категорией марка стала синей, а не красной, как ранее.

      В 1867 году Корниловский завод принимал участие во Всемирной выставке в Париже. С середины XIX века предприятие вело торговлю в Персии, Дании, Болгарии, Франции, экспортировало фарфор в США и Канаду. В 1875 году Корниловы купили у только что закрывшегося завода Попова (1811-1875) разработанные на этом предприятии рецепты красок, цветовая палитра которых отличалась богатством ярких тонов. Этим приобретением на корниловской мануфактуре пользовались вплоть до конца её существования. В первые годы Советской власти (до 1922 года), по сведениям А.Б.Салтыкова, рецепты были переданы Государственному фарфоровому заводу в Петрограде.

      В 1869 году, когда владельцем завода стал Михаил Саввинович Корнилов, завод был одним из крупнейших предприятий художественной промышленности в России. В 1886 году его наследники образовали «Товарищество братьев Корниловых» (официально существовало с 1893 г).

      В собрании Государственного Эрмитажа хранятся два малых государственных герба Российской империи из фарфора, поступившие в 1928 г. с завода «Пролетарий» (бывший фарфоровый завод братьев Корниловых). По одной из версий, орлы украшали парадный интерьер административного здания завода братьев Корниловых или были созданы для одной из официальных российских резиденций.

       

      Двуглавый орел: Малый государственный герб Российской империи. Фарфоровый завод братьев Корниловых(?) 1856-1880 гг. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, платинирование. Марки нет. 28,0х86,0х100,0. Собрание ГЭ.

      В 1870-1880-е гг значительно расширилась тематика декорирования корниловского фарфора, появились мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок и сцены из русской народной жизни. Одним из технологических достижений Корниловых явилась разработка механических способов украшения фарфора. Некоторые из них впервые в России были внедрены именно на корниловском заводе. С 1881 года здесь стали широко использовать деколь. В конце XIX века Корниловы внедрили черно-белую фотопечать, или фотокерамику. Сухую механическую печать оживляло творчество привлеченных к работе известных художников - Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914), Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), Николая Николаевича Каразина (1842-1908) и Ивана Андреевича Галынбека (1855-1934).

      В 1870-1880-е гг. на заводе братьев Корниловых был налажен выпуск фарфора с декором, имитировавшим русскую народную вышивку. Однотипные розово-голубые рисунки «крестиком» и «вензельками» оживляли надписи на бортах тарелок» «Хлеб соль ешь, да правду режь», «Уже солнышко на ели, а мы еще не ели», «На чужой каравай рот не разевай» и др. Подобные предметы с орнаментом в русском стиле пользовались большой популярностью и в конце XIX – начале XX века экспортировались Корниловыми за рубеж.

       

      Тарелка со стилизованным изображением двуглавого орла и надписью «ХЛЕБЪ ДА ВОДА – КРЕСТЬЯНСКАЯ ЕДА».Фарфоровый завод братьев Корниловых 1870-е – 1884 гг. Фарфор, печать надглазурная полихромная. Марка синяя надглазурная: двуглавый орел с надписью» Братьевъ КОРНИЛОВЫХЪ въ С.Петербурге. Знаки в массе :IIг. 2,4х25,0 Собрание ГЭ.

      Завод выпускал кружки, тарелки и сервизы простой формы с печатными пейзажами и жанровыми мотивами - сценами рубки льда на Неве, деревенскими ландшафтами, крестьянами на пашне. Жанровые сцены художника-иллюстратора Н.Н.Каразина представляли собой изображения рыбаков, жниц, косарей, другие привычные для того времени сцены из народной жизни. С конца 1880-х годов эти "картинки" начали репродуцировать на фарфор. Чтобы изображения были более эффектными, их слегка прописывали вручную, подчеркивая борта тарелок золоченой каймой. На обороте таких изделий красной надглазурной краской ставилась факсимильная подпись художника: "Съ ориг. рисунка Н.Каразина", а также появлялось предупреждение: "Воспроизведенiе запрещается".

      Таким образом, предприятие, повышая художественную ценность своей продукции, стало первым, кто обеспечил защиту своих авторских прав.

      Во второй половине 1890-х годов по эскизам Е.М.Бём Корниловы изготовили оригинальные серии тарелок, сразу же ставшие коллекционными. Изделия, в текстовом сообщении которых упоминалось название города, позднее стали условно называть "Прозвища жителей русских губерний".

      Серия тарелок с воспроизведенными на них рисунками И.Я.Билибина к русским народным сказкам, появившаяся в начале 1900-х годов, до сих пор вызывает живой интерес у коллекционеров. Первоисточником для изображений послужили иллюстрации к изданию "Русские народные сказки", выпущенному в 1901-1903 годах Энциклопедией заготовления государственных бумаг. Тарелки с репродукциями (всего около двадцати) к сказкам "Царевна-лягушка", "Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке" и другим органично вписывались в "неорусские" интерьеры.

       

      Тарелки с орнаментальными поясами. 1901-1903. Фарфор, печать надглазурная полихромная, позолота. Дм 16. Без марок. Собрание ГРМ.

      Завод покупал и проекты, ежегодно выставлявшиеся в Соляном городке, где располагалось Училище технического рисования барона Штиглица. Среди них выделялись работы И.А.Гольнбека, дизайнера и архитектора, преподавателя училища. В своих проектах известный художник и архитектор стремился искусно соподчинить форму предметов и декор. Продолжая широко внедрять тему коллекционной серии, в 1900-е годы по проекту И.А.Гольнбека Корниловы выпустили коллекции, которые условно можно назвать "Рыбы", "Птицы" и "Ягоды". На таких изделиях ставилась подпись автора-исполнителя эскизов - "ИГ", то есть Иван Гольнбек.

      Разрабатывая дорогие показательные серии, Корниловы не забывали и о своих основных покупателях, не всегда готовых тратиться на декоративные вещи. В "народном духе" изготовляли и ординарные изделия, которые украшали незатейливыми орнаментами, заимствованными из древнерусского декоративно-прикладного искусства. При этом предприниматели использовали и популярные мотивы начала XX века, например воздушные «декадентские» ирисы в различных вариациях пастельных тонов. Однако в целом «фирменный стиль» завода братьев Корниловых был определен прежде всего «национальной темой». Разработка мотивов с опорой на русские традиции, начатая еще в период историзма, стала для завода главной в эпоху модерна.

      Корниловские изделия можно было не только приобрести в магазинах, но и специально заказать. Частные заказы, помимо отдельных предметов с эмблемами, геральдикой или монограммами заказчиков, дополнялись также разработкой именных и подарочных сервизов.

      Как показывают счета и отчеты магазинов завода, целые организации заказывали продукцию у Корниловых, покупая её оптом и в розницу. Рестораны, трактиры, кондитерские и гостиницы оформляли заказы сразу на большие партии.

      На рубеже XIX-XX веков Товарищество братьев Корниловых сбывало продукцию через торгово-промышленные фирмы Парижа (Chez M-rs Nobel & Seelhoff, Puede Paradis, 27), Нью-Йорка (Chez M-rs Tiffani & Co, Union Square), Филадельфии (Bailey, Banks & Biddle Co) и Бостона (Shreve, Crump & Low Co).

      В своих торговых точках Корниловы реализовывали изделия и других предприятий - майолику, фаянс и опак (высший сорт фаянса) отечественных фабрик Ауэрбаха, Нового, Бармина, Гарднера и других, зарубежных фирм Wedgwood, Villeroy&Boch, а также "хрусталь заводов Баккара , Нечаева-Мальцева и богемскихъ".

      Два раза в год завод устраивал распродажи бракованной и третьесортной продукции и объявлял на неё скидки, заранее оповещая покупателей о том, что "вновь устроенъ отделъ дешевыхъ фарфор. сервизовъ". Предприниматели реализовывали свою продукцию и "полуфабрикатом", продавая не расписанный глазурованный фарфор тем, кто занимался живописью по фарфору. В частности, "белье" покупала мастерская Теребенева и Семячкина, существовавшая в Петербурге в 1840-е годы. Поэтому не стоит удивляться, если на предмете рядом с маркой завода братьев Корниловых встретится еще одна марка, естественно, надглазурная.

      Участие в отечественных и международных выставках Корниловы рассматривали как неотъемлемый залог успеха. Награды предприятию приносили не только технические нововведения, но и художественные достоинства изделий. В конце XIX века завод братьев Корниловых, "который, по достоинству своихъ издълiй, вслъдъ за Императорскимъ должен быть во главъ всъхъ прочихъ русскихъ фарфоровыхъ заводовъ", по масштабу производства и качеству относительно недорогой для своего времени продукции был одним из лидеров среди частных российских предприятий. Корниловская продукция составляла конкуренцию даже такому капиталистическому “монстру”, как фирма промышленников Кузнецовых, которые к концу XIX века почти полностью завоевали отечественный "керамический" рынок.

      Как уже упоминалось, большая часть изделий завода братьев Корниловых была рассчитана на самые широкие слои населения. Однако корниловский фарфор пользовался спросом и у дворянства и у крупной буржуазии. Для предприятия Корниловых, как и для других частных заводов России, «художественным ориентиром» был прежде всего Императорский фарфоровый завод. Но если большинство фабрик лишь подражало дворцовым вкусам, то Корниловы стремились достичь совершенства, что им во многом и удавалось. В.Знаменов и В.Мухин справедливо замечают: «Выполняя в этом плане роль своеобразной лаборатории, предприятие адаптировало новации придворного искусства и одновременно вырабатывало собственные формы художественного выражения». К 1880-м годам изделия завода братьев Корниловых могли удовлетворить капризы даже самых придирчивых покупателей. Для наглядности воспроизведем часть архивного документа с перечислением корниловской продукции, выпускавшейся с 1885-го по 1912 год. Список, отражающий гастрономические пристрастия и бытовые потребности современников, интересен еще и тем, что демонстрирует некоторые уже вышедшие из употребления названия посудных форм. Это (орфография сохранена):

      "Сервизы. Подносы Тарелки: плоские, глубокие, десертные, пирожковые, с утолщенным краем, на высокой ножке. Блюда: круглые, овальные, рыбные, рыбные, для сига, для торта, для поднесения. Селедочницы. Чаши: суповые, с поддонами. Салатник: овальные, круглые, четырехугольные. Соусники: с крышками и без. Соустерины. Лотки: для икры, для икры, для закуски. Миски: болтницы. Кувшины: молочные. Ковш: для кипяч. молока. Доски: сырные. Сырницы: из трех штук. Маслянки: к яичным приборам. Яичники: на поддоне. Судки: для яиц. Блинницы: с водой. Хреновницы. Глинтвейники. Ложки: столовые, чайные и десертные, к хреновницам, к соустерам, для соли. Перечницы. Сковородки. Кастрюли: с крышкой. Чайники: чайные, кофейные. Подливочники. Ситечки: для чая. Сухарницы: овальные. Сливочники. Сухарницы. Стаканы. Кружки: прямые. Чашки: с блюдцами и без, чайные и кофейные, шоколадные на высокой ножке, бульонные, стопкой. Блюда: чайные, бульонные, для варенья, для овсянки, тазиком, дулькой, кубиком и ковшиком. Полоскательницы. Подсвечники: высокие и низкие. Банки: туалетные, для губной помады. Мыльницы: с сетками. Пепельницы. Спичечницы. Яйца: с подставками. Флаконы. Вазы: для цветов, ночные. Тазы: с отверстием. Кашпотники. Ящики: для сигар. Ковши. Ведра: с воронкой. Ручки: к дверям. Задвижки: оконные. Кольца: для занавесок. Ванны. Раковины. Биде".

      Особое внимание на заводе уделялось изготовлению медицинского фарфора. В 1889 году был издан специальный справочник завода братьев Корниловых - "Указатель фарфоровой посуды для аптекъ и лабораторiй".

      С 1880-х гг. завод братьев Корниловых активно выпускал сувенирную продукцию, относительно недорогую за счет несложной техники исполнения. Декоративные блюда, тарелки, кружки, пепельницы и т.п. были приурочены к памятным датам прошлого, юбилеям или знаменательным явлениям современности. Сувенирные стаканы (стопы) могли раздавать участникам торжеств во время проведения праздничных обедов.

       

      Сувенирный стакан (стопа) к 50-летию освобождения крестьянства с портретом императора Александра II, двуглавым орлом, датой «XIX / II 1861» и текстом указа об отмене крепостного права. Фарфоровый завод братьев Корниловых. 1911 г. Фарфор, печать надглазурная полихромная, позолота. Марка полихромная надглазурная: двуглавый орел на бирюзовом щитке с надписью на бежевой летнее: ВЪ С.ПЕТЕРБУРГЕ БРАТЬЕВ КОРНИЛОВЫХ. 10,2х8,2. Собрание ГЭ.

      Сувенирный стакан (стопа) к 100-летнему юбилею Лейб-гвардии Кавалергардского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка с монограммой «НII» под короной и датами «1799-1899». Фарфоровый завод братьев Корниловых 1899 г. Фарфор, печать надглазурная полихромная, роспись надглазурная полихромная, позолота, эмаль. Марка полихромная надглазурная: двуглавый орел на бирюзовом щитке с надписью на бежевой ленте: ВЪ С.ПЕТЕРБУРГЕ БРАТЬЕВ КОРНИЛОВЫХЪ. Знак красный надглазурный 10. 11,7х9,3. Собрание ГЭ

      В знак чествования императора Александра II на тулове двуглавого орла помещен портрет царя-освободителя, отменившего в 1861 г. крепостное право в России.

      В первой половине 1910-х гг производство художественной продукции было значительно сокращено: предприятие ориентировалось на выпуск фарфоровых изоляторов, приносившее значительно больший доход. Предприниматели работали с большим размахом, моментально захватывая те сферы деятельности, где можно было выгодно "продвинуть" свою продукцию. С 1862 года Корниловы первыми в России освоили изготовление телеграфных изоляторов для почтового ведомства. В конце XIX века Корниловы значительно расширили линию по выпуску электротехнического фарфора. Помимо этого завод выпускал огнеупорный фарфор - формы для выпечки и разнообразные кастрюли.

      В августе 1917 г корниловский завод был закрыт. Попытка возобновить производство и выпускать на заводе дешевую посуду и изоляторов не увенчалась успехом. Братья С.М. и Н.М.Корниловы вошли в штат сотрудников ГФЗ (бывшего ИФЗ). Бывший директор правления «Товарищества братьев Корниловых» С.М.Корнилов стал в 1919 году консультантом ГФЗ по вопросам экономического развития. В январе 1919 года оборудование, белье и сырье с корниловского завода было перевезено на ГФЗ. Последний владелец мануфактуры - Николай Михайлович Корнилов (1850-1928) до 1927 года оставался главным инженером предприятия.

      С 1921 г бывший завод братьев Корниловых получил название «Пролетарий», выпускал электротехнический фарфор. В советское время здесь изготавливали "высоковольтовые изоляторы, магнитовентильные разрядники и ограничители перенапряжения для линий электропередачи, электростанций, подвижного состава". Во время блокады завод работал на нужды Ленинградского фронта. С 1989 года предприятие вошло в состав межотраслевого объединения "Энергомаш".

      В период перестройки предприятие поменяло свое юридическое название, превратившись в АООТ "Корниловский фарфоровый завод". Восстановление прежнего имени ничего не дало для пришедшего в запустение дела. Завод был ликвидирован в 2003 году.

      Марки корниловского фарфора:

      Клейма завода Корниловых ставились  надглазурно и/или в тесте:

      1835-1839 Надглазурное клеймо «Фабрики Братьев Корниловых в СПетербурге»  в виде надписи краской.

      1839-1840 Надглазурное красное круглое клеймо «Завод Братьев Корниловых в СПетербурге» с шлемом Гермеса (крылышки сверху клейма).

      1835-1843 Клейма «БР.К», «Б.К.», «БР КО» или «БР» в тесте. Любое из этих клейм ставилось одновременно с каждым из двух предыдущих клейм.

      1840-1861 Надглазурное красное или зеленое круглое клеймо «Завод Братьев Корниловых в СПетербурге».

      1843-1860 Красное надглазурное клеймо с орлом «Братьев Корниловых в СПетербурге».

      С 1861 синее, черное или золотое надглазурное клеймо с орлом «Братьев Корниловых в СПетербурге». Золотая марка ставилась, по видимому, на высокохудожественных изделиях, в отдельных случаях по соседству с золотым орлом помещался и адмиралтейский якорь с надписью на ленте «ПО ОСОБ.ЗАКАЗУ».

      1884-1917 Двухцветное надглазурное клеймо с орлом на щите и надписью «С-Петербург Братьев Корниловых».

      Конец XIX в. Надпись красной надглазурной краской (помимо обычного заводского клейма) «С ориг. рисунка Н.Каразина», «Воспроизводить запрещается. С ориг. Рисунка Н.Каразина».

      Вещи, выставляемые Корниловыми на продажу, они отмечали специально разработанными торговыми марками - печатными, тиснеными или бумажными. В текстовом содержании таких клейм нередко указывался адрес магазина.

      На обороте изделий из огнеупорного фарфора, обычно в массе, теснили специальную надпись, подчеркивавшую их особенность: "Огнеупорный фарфоръ". Марку, нанесенную штемпелем, применяли и для фаянса.

      На одном и том же изделии встречаются "совмещенные" марки - нового и старого образца. Это объясняется тем, что при введении новой маркировки, какое-то время использовали сохранившуюся на складах выработанную ранее продукцию со старыми клеймами. C 1914 года, после вступления России в Первую мировую войну город на Неве поменял свое официальное название , в маркировке корниловских изделий вместо слов "въ Петербургъ" появилось более "патриотическое" -"Петроградъ".

      Источники информации:

      • Русский музей представляет: Фарфор частных заводов Петербурга / Альманах. Вып.200. СПб: Palace Editions – Graficart. 2008
      • Родионов А.М. Марки русского фарфора: Практическое руководство для собирателей. – К.:Издательский дом «Стилос», 2005
      • Геральдика на русском фарфоре. Каталог выставки из цикла «Поднесение к Рождеству». СПб. Издательство Государственного Эрмитажа. 20
      • http://shopuuu.ru/product_info.php/cPath/9_198/products_id/1037 "Фирменный стиль" корниловского фарфора, статья Ирины Богдасаровой в журнале Антиквариат июль-август 2005г.
      • http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=13382
      • Venalainen posliini. Elina Anttila. Vera Saarelan saatio. Lonnberg Print. Helsinki 2008
        Русский художественный фарфор XVIII - первой трети XX века в собрании Рыбинского музея-заповедника. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2010.
         

      На главную

      В Интернет-магазин фарфора

    • Фарфор мастерской Елены Сауриной
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»