Главная > Статьи

  • Российский фарфор
    • Русский фарфор: уроки Востока
    • Юсуповский фарфор: фарфор завода Н.Б.Юсупова
    • Фарфор Игоря Клименкова: Klimenkoff и Far4
    • Фарфор Леонида Никитина
    • Фарфор Миклашевского (Волокитино)
    • Новости фарфоровых заводов России
    • Фарфор завода Попова (Горбуново)
    • Фарфор Гарднера (Вербилки)
    • Императорский фарфор ИФЗ
    • Фарфор Виктории Смирновой
    • Золотой век русского фарфора и стекла
    • Фарфор Дулево
    • Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных
    • Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных

      Фарфоровый завод Батенина был самым значительным среди петербургских частных производителей первой трети XIX века. Основан в 1812 г. в С-Петербурге, закрыт в 1839 г. На заводе Батениных изготавливался фарфор – посуда, вазы. Гордость завода Батенина - вазы строгих античных очертаний с полихромной росписью на тулове, в резерве, свободном от золочения или крытья. Особое место в оформлении батенинского фарфора занимали мотивы с видами Петербурга. Изделия этого завода декорировались также цветочной росписью, воспроизведениями графических и живописных аллегорических и мифологических композиций, иллюстраций модных романов. Не осталась без внимания и патриотическая тема, связанная с событиями Отечественной войны 1812 года.

      Фарфор Батенина чашка за взятие Парижа

      Чашка подарочная с надписью "За взятие Парижа 19 марта 1814". Завод Батенина 1814-1820 гг. Собрание Рыбинского музея-заповедника. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, золочение с цировкой. Высота 10,3 см

      Завод  Батенина работал с 1814 года. В 1814 году купец Филипп Сергеевич Батенин, ранее занимавшийся торговлей импортным фарфором, приобрел построенный тремя годами ранее фарфоровый завод  у купца Девятова на Выборгской стороне. По имени купца Батенина был назван переулок, в котором находился завод (сейчас это улица Александра Матросова в Выборгском районе СПб). В 1815 году на предприятии работало 42 человека, было выработано за год 18000 изделий.

      Батенинский фарфор предметы чайного сервизаБатенинский фарфор предметы чайного сервиза

      Предметы чайного сервиза: чайник, сливочник, поднос. Завод Батенина 1814-1832 гг. Собрание Рыбинского музея-заповедника. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная, золочение с цировкой. Чайник В.13,2, сливочник В.11,0, поднос 24,0х24,0

      Батенинский фарфор – один из самых узнаваемых среди изделий частных фарфоровых заводов. Чем выше сохранность позолоты и полихромной росписи в батенинском фарфоре, тем выше его ценность.

      Фарфор Батенина чашка с блюдцем

      Чашка с блюдцем "Костюм для визитов". Завод Батенина, 1820-е. Собрание ГИМ. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Роспись по гравюре с типажным портретом "На визит". Париж, 1800-1810-е

      В росписи преобладают петербуржские мотивы, роскошные и несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Его обильная позолота зачастую недолговечна и поэтому местами стерта, иногда нанесена неровно. Дешевый глянцгольд наносился тонким слоем и поэтому быстро стирался. При срисовывании декора с гравюры или другого источника изображение часто искажалось.

      Батенинский фарфор чашка с блюдцем

      Чашка с блюдцем на память о бракосочетании. Завод Батенина, 1820. Собрание ГИМ. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. На чашке изображен алтарь с надписью "Бракосочетание", под изображением дата: "1820-го года Октября 24-го Дня" и монограммы "ТФБ" и "ТСБ".

      Батенинский фарфор был популярен в силу своей относительно невысокой цены. Себестоимость изделий снижалась при использовании дешевого глянцгольда, а также имитации трудоемкой и дорогой цировки агатовым карандашом по золоту при помощи нанесения матового золота кистью на глянцевый фон. Типично батенинскими мотивами считаются пестрые букеты в прямоугольном обрамлениии петербуржские виды.

       

      Сервиз тет-а-тет золоченый с пестрыми букетами цветов. Начало 1830-х.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Собрание ГРМ.

      Батенинский завод выпускал множество разнообразных изделий из фарфора. Вседневная ординарная посуда из батенинского фарфора в наши дни встречается значительно реже дорогих парадных сервизов, золоченых ваз и других подарочных образцов, которые давно уже полюбились коллекционерам. Несомненный интерес для коллекционеров русского фарфора частных заводов представляют батенинская белая посуда с неброским почти монохромным цветочным орнаментом.

       

      Молочник с синими цветами. 1820-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 10х8х6.

      Марка тисненая: С.З.К.Б. Небольшой белый кувшинчик относится к числу массовых изделий завода. Собрание ГРМ.

      Продукция батенинского завода клеймилась марками в тесте, в которых зашифрованы местонахождение завода и инициалы его владельца.

      В первый период работы предприятия – со дня его основания до 1832 года – ставилась марка С.З.К.Б. (Санкт-Петербургский завод купца Батенина). Реже встречается вариант этой марки – буквы С.З.К.Б. в узком глубоко оттиснутом прямоугольнике. В тот же период использовалась редко встречающаяся марка Б. Использовалась также марка С.Ф.К.Б. (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина).

      Второй период работы батенинского завода начался в 1830 году, после смерти Ф.С.Батенина, когда производство перешло к его наследникам и опекунскому совету. На протяжении второго периода (1832-1838) использовалась марка в тесте, надпись которой располагалась в две строки по дуге: С.П.Б: /НАСЛ:БАТЕН: (Санкт-Петербург. Наследники Батенина). Известен также вариант, когда верхняя и нижняя строка марки меняются местами: НАСЛ: БАТЕН:/С.П.Б.

      Буквы батенинских марок оттиснуты тонко и хорошо читаются, за исключением клейма в виде буквы Б. Клеймо в виде буквы Б обычно оплывшее, иногда исчезнувшее в заполнившей его массе. Это одна из причин, по которой батенинский фарфор часто не может быть опознан.

      Батенинский фарфор чашка с блюдцем

      Чашка с блюдцем "Итальянское утро". Завод Батенина, 1830-е. Собрание ГИМ. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Роспись выполнена по литографии В.И.Погонкина с оригинала К.П.Брюллова.

      Формы батенинских чашек многообразны. Типично батенинская форма чашек – массивная цилиндрическая чашка с характерно изогнутой ручкой, круглый ствол которой плавно меняется в диаметре, часто декорирован рельефными листьями почти во всю длину и завершен двусторонней многолепестковой розеткой.

       

      Чашка «большой цилиндр» с изображением сцены в усадебном парке. 1820-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение 12,5х12,5х10,4; дм блюдца 17,5.

      Марка тисненая С.З.К.Б. В горизонтальных бордюрах – лиловые цветы-розетки и стилизованные лотосы с завитками. Собрание ГРМ.

      Выпускались также чашки яйцевидной, цилиндрической, конусной формы, иногда близкие к образцам гарднеровского и императорского фарфоровых заводов, а также популярные в 1830-е гг. в России низкие чашки с вогнутым туловом и остроконечной ручкой.

       

      Кофейная чашка с блюдцем и декором «голубая сеточка». 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золоченые отводки. 4,5х8,9х8; дм блюдца 12,2.

      Марка тисненая по дуге: С.П.Б. [НАСЛ:БАТЕН:]. Собрание ГРМ.

      Наиболее ранние батенинские чашки из коллекции Русского музея СПб – чашки с аллегорической композицией и портретами Александра  I. В России на частных фарфоровых заводах по специальным заказам можно было приобретать изделия из фарфора с родовой геральдикой. Эта практика, введенная еще в XVIII веке, была наиболее распространена в XIX столетии. В собрании ГМЗ «Павловск» хранятся интересные образцы батенинского фарфора с гербами – это чашки из усадьбы «Грузино» с гербом графа А.А.Аракчеева (1769-1834), двумя фигурами щитодержателей-солдат и девизом «Без лести предан».

       

      Чашки с блюдцами из усадьбы «Грузино» с гербом А.А.Аракчеева

      и девизом «Без лести предан». 1820-начало 1830х гг.

      Среди разнообразных живописных орнаментов батенинского фарфора выделяются строго обрамленные полихромные цветочные бордюры и букеты на сплошь вызолоченном фарфоре. Венчики пестрых цветов прилегают друг к другу плотно, а золоченые фоны, на которых они написаны, играют мелким цированным узором «вермикуле».

       

      Деталь рисунка вазы амфорной с букетом цветов и цировкой "вермикуле". 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка. 47х26х26.

      Марка тисненая по дуге в две строки: С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН: Собрание ГРМ.

      Устойчивыми сюжетами росписи батенинского фарфора были виды Санкт-Петербурга, а также мифологические, исторические и литературные картины, создававшиеся по гравюрам и рисункам.

       

      Чашка с изображением Дмитрия Самозванца. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка. 11,2х12,3х10.

      Марка тисненая по дуге: [С.П.Б:]НАСЛ:[БАТЕН:]. Собрание ГРМ. В Новгородском архитектурно-художественном музее хранится

      несколько аналогичных чашек, бытование которых связывается с новгородским имением Аракчеева «Грузино».

      Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834) – граф, генерал от артиллерии, военный министр при Александре I.

      Чашки с петербуржскими видами изготавливали как сувениры, чаще всего на большой цилиндрической форме, вызолоченной снаружи и внутри. Пейзажи, жанровые сцены, портреты, «текстильные» узоры, композиции на античные темы, игральные карты и ребусы также украшали батенинские фарфоровые чашки. Некоторые чашки украшали разноцветным крытьем – особенно синим в сочетании со строгим золоченым орнаментом.

       

      Чашечка с блюдцем кофейная с изображением музыкальных инструментов. 1820-е.

      Фарфор, поглазурное кобальтовое крытье, роспись золотом. 6,7х7х5,8; дм блюдца 10,2.

      Марка тисненая (на блюдце) С.З.К.Б. Собрание ГРМ.

      Чашки и кружки украшали гербами и монограммами, сувенирные чашки часто делались в форме бочонка с крышкой. В 1830-е гг. батенинские живописцы часто обращались к сюжетам «шинуазри». Живопись в этом стиле выполнялась преимущественно на невысоких чашках с вогнутым туловом, расширяющимся сверху и снизу. Вокруг корпуса чашек размещаются изображения стилизованных заморских растений, восточных пагод, беседок, фантастических птиц и фигур «китайцев». Яркие композиции с преобладанием красных, синих, зеленых и желтых цветов выполнены на золотом фоне с цировкой «вермикуле». Реже использовался черный фон. Красочные рисунки «шинуазри» всегда сопровождаются орнаментальным мотивом в виде белого пояска с золотым меандром, выступы которого заполнены кружком в точечном ореоле, поясок окаймлен синими полосками  Этот примечательный фриз иногда встречается и на чашках с цветочной росписью.

       

      Чашка с блюдцем цилиндрическая с раструбом с фигурами китаянок. 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золоченое крытье. 8х8,4х9; дм блюдца 15,5.

      Марка тисненая по дуге в две строки: С.П.Б:/[НА]СЛ:БА[ТЕН]: (на чашке);

      [С.П.Б.:]/НАСЛ:БАТЕН: (на блюдце). Собрание ГРМ.

      Чайники входили как в состав сервизов, так и выпускались отдельными «штуками» разных размеров и фасонов. Более охотно наряду со сложными оригинальными формами чайников с лепниной использовалась менее оригинальная, но позволявшая живописцам показать свое мастерство цилиндрическая форма чайника с низким туловом и массивным носиком.

       

      Чайник с крышкой с изображением Дворцовой площади в Петербурге. 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 12,5х24,3х15,4.

      Марка тисненая по дуге в две строки С.П.Б:/НАСЛ: БАТЕН:

      В собрании ГРМ находится также и сахарница из этого сервиза.

      О батенинской скульптуре сохранились весьма скудные сведения, хотя источники подтверждают работу скульпторов на батенинском фарфоровом заводе. В литературе упомянута только одна модель – «Водонос» в подражание пименовской скульптуре Императорского фарфорового завода. Вместе с тем известно, что Батенин редко прибегал к заимствованиям и подражаниям европейским и российским фарфоровым заводам.

      Высоко декоративны батенинские вазы. Размеры ваз разнообразны – среди них есть как миниатюрные высотой 13-14 см, так и средние и крупные экземпляры. В основном выпускались вазы, напоминающие амфору – яйцевидные сосуды с оригинальными и очень богато декорированными пластическим декором вертикальными ручками.

       

      Ваза амфорная с букетом цветов. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка.

      47х26х26. Марка тисненая по дуге в две строки: С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН: Собрание ГРМ.

      Батенинские вазы можно узнать не только по богато украшенным ручкам, но и по венчику горловины колоколообразной формы, похожей на цветок лотоса, иногда приобретавшего вид отогнутого «воротничка».

       

      Ваза амфорная с изображением Каменноостровского дворца. 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 21,5х12х9. Без марки. Собрание ГРМ.

      Декоративные вазы собирались из двух или более частей, а цветочные вазы отливались в одной форме.

       

      Ваза для цветов золоченая с пояском меандра. 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 23,9х15,2х15,2.

      Без марки. Собрание ГРМ.

      Тематика батенинских ваз включает в себя как цветы и петербуржские виды, так и античные и аллегорические сюжеты, «шинуазри», батальные и жанровые сцены.

       

      Ваза амфорная с батальной сценой. 1830-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 23,9х20,4х15.

      Марка тисненая по дуге в две строки: НАСЛ:БАТЕН:/С.П.Б.

      С противоположной стороны – многоцветный готический орнамент. Собрание ГРМ.

      Наиболее ранние сервизы тет-а-тет имеют рельефные пояски жемчужника на предметах, отсутствующие на более поздних формах.

       

      Сервиз тет-а-тет с «деревцами» в арках. 1820-е.

      Фарфор, роспись надглазурная, люстр, золочение.

      В сервиз входят поднос, чайник, сахарница, молочник и две чашки с блюдцами.

      Собрание ГРМ.

      Многопредметные ансамбли с эффектными красочными узорами в виде цветочных бордюров или сочетаний геометрических и растительных форм были весьма популярны в первой половине XIX века.

       

      Сервиз полосатый с незабудками. 1820-е – начало 1830-х.

      Фарфор, роспись надглазурная, люстр, золочение. Марка тисненая С.З.К.Б.

      Сервиз был рассчитан на 12 персон и дошел до наших дней в довольно хорошем составе:

      два чайника – большой и малый, сахарница, молочник, полоскательница, 10 чашек с блюдцами и блюдце одно. Собрание ГРМ.

      Батенинский фарфор в значительной мере определил характер ранней продукции другого частного петербуржского завода – фарфорового завода братьев Корниловых. После пожара 1838 года корниловскому заводу были проданы уцелевшие материалы. Некоторые мастера, оставшиеся без работы, перешли к Корниловым. В коллекциях корниловского фарфора сохраняются вазы с видами Петербурга, близкие к батенинским образцам.

      Клейма завода Батениных ставились в тесте:
      1812-1832 гг. Клеймо «С.Б.» (Сергей Батенин), «С.Ф.К.Б.» (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина), «С.З.К.Б.» (Санкт-Петербургский завод купца Батенина).
      1812-1839 Клеймо «Б» (прописная или печатная).
      1832-1839 Клеймо «С.П.Б. НАСЛ. БАТЕН»

       

       

      Источники:

      • Русский музей представляет: Фарфор частных заводов Петербурга / Альманах. Вып.200. СПб: Palace Editions – Graficart. 2008
      • Родионов А.М. Марки русского фарфора: Практическое руководство для собирателей. – К.:Издательский дом «Стилос», 2005
      • Геральдика на русском фарфоре. Каталог выставки из цикла «Поднесение к Рождеству». СПб. Издательство Государственного Эрмитажа. 2008
      • Русский художественный фарфор XVIII - первой трети XX века в собрании Рыбинского музея-заповедника. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2010.
      • Русский фарфор пушкинской эпохи из собрания ГИМ. Изд."Галарт" 1997

      На главную

      В Интернет-магазин фарфора

    • Корниловский фарфор: фарфор завода Корниловых
    • Фарфор мастерской Елены Сауриной
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»