Фарфор ИФЗ конца XIX - начала XX века
1894 – 1917 гг. Эпоха Николая II (1868 – 1918)
Во время царствования Николая II ИФЗ продолжал работать в направлении, определенном Александром III. Со времен основания ИФЗ был заведен порядок, по которому Император или Императрица посещали ИФЗ, знакомились с ежегодной выставкой перед Новым годом, принимали подношения и делали необходимые для Двора заказы на фарфор.
С конца XIX века мастера ИФЗ избирают новые художественные ориентиры и вырабатывают методы их оригинальных воплощений. Художники и скульпторы ИФЗ широко использовали природные свойства фарфора и богатство фактурных декоративных эффектов. В 1899 – 1901 г. К.Ф.Клевер и Евгений Вильгельм-Юлий Густавович фан дер Белен (1871-?) проводили опыты по получению кристаллической глазури, которые в 1902 г. принесли желаемые результаты. Эксперименты по усовершенствованию глазурей привели к возникновению под воздействием пламени интересных декоративных эффектов: изделия в процессе обжига покрывались узорами кристаллов. Количество и рисунок кристаллических образований зависели от условий, температуры и времени обжига, художником стал определявший состав глазури и наилучшие условия образования кристаллов технолог. «Французы называют всю эту технику и этот способ декорирования словами «arte du feu» или «искусством огня», так как непосредственным декоратором в этой технике является огонь» (Белен 1903, с.22).

Ваза с кристаллической глазурью. 1915 г.
Фарфор, кристаллическая глазурь. 42,5х19,5
К подножию вазы «Кактусы», исполненной в 1901 году по эскизу с.Р.Романова, буквально приплавлены золоченые тропические растения.

Ваза «Кактусы», 1901 г. Технолог-составитель глазури К.-Ф. Клевер.
Роспись по эскизу С.Р.Романова (1862-?) исполнил Ф.Комаров (работал в конце XIX – начале XX века.
Фарфор, цветная глазурь «бычья кровь», роспись золотом 38,3х21,3.
С 1902 г. на ИФЗ в технике пат-сюр-пат использовались хромовый, кобальтовый, розовый, коричневато-фиолетовый.

Ваза «Ирисы», 1906 г. Эскиз и роспись М.Я.Куллер (1877-?).
Фарфор, крытье подглазурное монохромное, роспись в технике pate-sur-pate. 50,6х16,8
В 1900-е гг. в отечественном производстве фарфора широкое распространение получили произведения с росписью эмалевыми красками. В этой технике на ИФЗ работали художники Р.Ф.Вильде (1868-1942), С.Р.Романов, К.Н.Красовский и П.И.Красновский (1871-?) Художник Рудольф Федорович Вильде работал на заводе с 1905 по 1938 г. С 1905 по 1913 год Вильде работал над проектами ваз для росписи полихромными эмалями на фарфоре. Стилизованные орнаментальные и растительные мотивы, исполненные рельефными стекловидными красками, подчеркиваются тонкими золотыми контурами в подражание перегородчатым эмалям. Проекты Р.Ф.Вильде для росписи по фарфору полихромными эмалями исполнял живописец Максим Васильевич Шмаков (1861-?)

Ваза «Павлины», 1906 г. Эскиз Р.Ф.Вильде, роспись М.В.Шмакова.
Фарфор, роспись полихромная эмалями, позолота. 14,4х19,5

Ваза «Семилистник», 1908 г. Эскиз Р.Ф.Вильде, роспись М.В.Шмакова.
Фарфор, роспись полихромная эмалями, позолота. 19,5х10,5
В дальнейшем ИФЗ продолжил технические эксперименты в области декорирования фарфора. Предметы, выполненные в технике «транслюсид» (фр. translucide – просвечивающий), имитируют традиционную китайскую керамику, украшенную прорезным узором, заполненным прозрачной глазурью. Техника прорезного декора «рисовое зерно» применялось китайскими мастерами в XVIII веке. С 1911 года на ИФЗ в этой уникальной технике работала художник Елена Петровна Пембек-Гурецкая (1877-?), освоившая ее на Севрской фарфоровой мануфактуре. Ажурный орнамент прорезался на необожженном изделии. Прорези традиционной формы «рисового зерна» или в виде звездочек и кружочков заполнялись глазурью, которая после обжига становилась прозрачной, благодаря чему получался изысканный декоративный эффект. Художник Е.П.Пембек-Гурецкая применяла технику «транслюсид» в сочетании с контр-рельефным декором и подглазурной росписью, исполняя небольшие вазы, шкатулки, бонбоньерки, абажуры для ламп.

Лампа с прорезным декором, 1915 г. Автор эскиза и исполнитель декора Е.П.Пембек-Гурецкая (1877-?).
Фарфор, техника «транслюсид», контррельеф, роспись подглазурная монохромная. 33,0х23,0

Ваза с крышкой с прорезным декором, 1913 г. Автор эскиза и исполнитель декора Е.П.Пембек-Гурецкая (1877-?).
Фарфор, техника «транслюсид», контррельеф, роспись подглазурная монохромная. 11,0х10,8
Достижения художников Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры в области подглазурной полихромной живописи были продемонстрированы на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. С 1892 г. на ИФЗ начинается освоение этой техники. В 1890-х гг подглазурная живопись стала основным из основных приемов декора отечественного фарфора. В течение нескольких месяцев русских художников сложному «копенгагенскому методу» подглазурной росписи обучали приглашенные датские художники Карл Фредерик Лиисберг (1860-1909) и Карл Лауритс Мортенсен (1861-1945). Определяющее влияние на стилистику изделий с подглазурной живописью оказали произведения японского искусства. В конце XIX века было принято правило создавать по два авторских экземпляра, один из которых оставался в Музее фарфора при производстве. Художники исполняли фарфоровые изделия как по собственным эскизам, так и по приобретенным ИФЗ рисункам русских и иностранных художников. В ранних работах палитра ограничивалась, в основном, синим кобальтом и зеленым хромом блеклых оттенков, мазки были жесткими и краска ложилась порой неровно, мог присутствовать рельеф или лепка для придания изображениям естественности. Условно сюжеты подглазурной росписи на ИФЗ можно разделить на три группы: пейзаж, цветочные мотивы, изображения животных и птиц.

Ваза «Цикламен», 1909 г. Эскиз и роспись А.А.Лапшина (1879-?).
Фарфор, роспись подглазурная полихромная. 13,2х10,7.

Ваза «Два букета» 1910-е гг. Эскиз и роспись Ева-Мария-Юлиана Фердинандовна Кордес (1866-?).
Мягкий фарфор, роспись подглазурная полихромная. 25,0х12,4
Рецепт мягкого фарфора был разработан на ИФЗ в 1912 г. химиком-технологом Николаем Николаевичем Качаловым (1883-1861). Подглазурная живопись на мягком фарфоре давала лучший разлив красок и позволяла достичь большей мягкости контуров, чем на твердом фарфоре. Е.-М. Кордес работала на ИФЗ в 1902-1909 и 1912-1918 гг. В 1918 г. она получила должность хранителя заводского музея.

Ваза «Стволы берез», 1913 г. Эскиз и роспись В.С.Кленовской (1885-?)
Фарфор, роспись подглазурная полихромная. 26,7х22,8
Вера Сергеевна Кленовская (1885-?) специализировалась на подглазурной пейзажной живописи. Основной характеристикой ее национально-романтических пейзажей, построенных на традиционной круговой композиции, была свойственная модерну высоко поднятая линия горизонта, из-за которой во многих вазах центр композиции смещался к верхней части тулова.

Ваза «Заря», 1913 г. Эскиз и роспись В.С.Кленовской (1885-?)
Фарфор, роспись подглазурная полихромная. 21,8х16,8

Ваза «На севере диком», 1915 г. Эскиз и роспись Г.Д.Зимина (1875-1958).
Фарфор, роспись подглазурная полихромная. 66,7х26,3
Григорий Дмитриевич Зимин (1875-1958), один из лучших мастеров подглазурной пейзажной живописи, работал на ИФЗ (ГФЗ, ЛФЗ) с 1886 по 1924 и с 1947 по 1958 г.
За времена правления Николая II были созданы лишь два новых сервиза – Царскосельский Пурпуровый и Александринский Бирюзовый (заказан в 1899) для Зимнего дворца. На эти сервизы повлиял фарфор Майсена и Севра.
Изготовленный в 1905 г. Пурпуровый сервиз был выполнен «в растреллиевском стиле» и состоял из 1690 предметов, впоследствии в 1908 г. к нему были выполнены доделки. Это был последний парадный ансамбль, созданный на ИФЗ в императорский период.

Салатник из Царскосельского Пурпурового сервиза, 1905, 1980 гг.
Эскиз заведовавшего живописной мастерской ИФЗ Эмиля Яковлевича Кремера (1863- после 1908) 1904 г. по рисункам А.Ф.Максимова и В.С.Степанова.
Фарфор, резьба, роспись надглазурная монохромная, позолота по мастике, цировка. Салатник 9,0х24,0х24,0
В 1909-1913 гг. по моделям скульптора Константина Константиновича Рауш фон Траубенберга (1871-1935) была исполнена серия «История русской гвардии» из девяти скульптур. На страницах журнала «Аполлон» в 1913 году А.А.Ростиславов (1860-1920) отметил творческую удачу серии: «…создались художественные, живые, исторически характерные фигурки разнообразных, соответственно эпохам, индивидуальностей[…] Вот юный грациозный Елизаветинский петиметр. Вот столь разнохарактерные конногвардейцы разных времен: Павловский гатчинец с вызывающим видом на горбоносой лошадке. Красавец времен Александра I, герой парадов и балов, и уже более прозаическая с несколько чиновничьи обликом фигура времени Александра II». В 1912 г. также была создана скульптура «Офицер Лейб-Гвардии Конного полка времен Николая I (1830-е гг.» из серии конных фигур офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в формах прежнего времени.

Скульптура «Офицер Лейб-Гвардии Гусарского полка начала царствования Александра I (1801 г.)»
из серии конных фигур офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в формах прежнего времени, 1912 г.
Модель К.К.Рауша фон Траубенберга (1871-1935), роспись Владимира Петрова (около 1869-?),
формовал А.Э.Дитрих (1886-?). Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. 48,1х36,8х22,4
Театральное искусство заняло особое место в тематике фарфоровых произведений, создавших впоследствии целую галерею выдающихся деятелей русского театра. Особой популярностью пользовались статуэтки Серафима Николаевича Судьбинина (1867-1944), в прошлом актера, изображавшие участников «дягилевских сезонов» в Париже. По заказу ИФЗ в 1913-1914 г. скульптор исполнил скульптурные портреты Ф.И.Шаляпина (1873-1938), Л.В.Собинова (1872-1934), А.П.Павловой (1881-1931) и Т.П.Карсавиной (1885-1978). Статуэтка Тамары Платоновны Карсавиной неоднократно воспроизводилась на фарфоровом заводе Петербурга и после 1917 г. Эта статуэтка до сих пор считается эталонным образцом для скульпторов-фарфористов. Некоторые из скульптур выполнены в двух вариантах: в фарфоре с полихромной росписью и в бисквите. Судьбинин работал с натуры, сопровождая своих портретируемых на гастролях. Многие из сценических костюмов созданы по эскизам Льва Самойловича Бакста (1866-1924).

Скульптура «Балерина Т.П.Карсавина», 1930-е гг. Модель С.Н.Судьбинина (1867-1944),
представлена на ИФЗ в 1913 г. Бисквит. 29,7х17,0х17,0

Скульптура «Л.В.Собинов в роли Ромео», 1928 г. Модель С.Н.Судьбинина 1914 г., экземпляр 1928 г.
формовал А.Лукин (работал в 1900-х гг. и после 1917 г.) Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. 30,0х21,1х13,5
В 1900-е гг. активное участие в работе ИФЗ принимали мастера круга «Мир искусства» Лев Самойлович Бакст (1866-1924), Валентин Александрович Серов (1865-1911), Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936), Александр Яковлевич Головин (1863-1930), Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Статуэтки К.А.Сомова имели большой успех и сразу же стали редкостью, хотя в небольшом количестве повторялись позднее.

Скульптура «Дама с маской», 1906 г. Модель К.А.Сомова (1869-1939) 1906 г.
Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. 22,5х17,5х14,3
В 1910-е гг. ИФЗ продолжал выпускать фарфоровые вазы с подглазурной росписью и декоративные пасхальные яйца, одновременно расширяя перечень предлагаемой продукции. С началом Первой мировой войны ИФЗ резко снизил выпуск художественных изделий, а также производил технический фарфор. После событий 1917 г. завод начал выпуск идейного агитационного фарфора.
Источник информации:
На Главную
В магазин фарфора
Марки фарфора ИФЗ