Фарфор ИФЗ в I половине XIX века
1801 – 1825 гг. Эпоха Александра I (1777 – 1825)
Во времена царствования Александра I ИФЗ активно развивался. «Водонос» и «Водоноска», исполненные по моделям С.С.Пименова (1784-1833), стали визитной карточкой скульптуры из фарфора Александровской поры. В ведрах под крышками размещены чернильница и песочница. Популярные пименовские модели неоднократно повторялись ИФЗ. «Водоноска» изготовлялась в фарфоре и бисквите, в двух вариантах формы и нескольких типах росписи. Эту модель копировали как русские частные фарфоровые заводы (завод Гарднера, Попова, братьев Козловых), так и западноевропейскими фарфоровыми заводами (например, Людвигсбург).
Скульптура «Водоноска», около 1817 г. Модель С.С. Пименова, исполнил Ф. Собрачев (1771 - ?). Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 24,5х20х8,2

Скульптура «Водонос», около 1817 г. Модель С.С. Пименова (1784 – 1833), исполнил А. Филиппов (1794 - ?). Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. 26,3х11,1х9

В 1809-1816 гг. был создан знаменитый Гурьевский (до 1824 г. Русский, или «Сервиз с изображением российских костюмов») сервиз, «энциклопедию ампирного орнамента», прославлявший мощь Российской империи. На основе Гурьевского сервиза были созданы Михайловский (1819-1822), Бабигонский (1823-1824 гг.), Гербовый (Золотой, 1827), Министерский (Ропшинский, 1827) и другие сервизы. Предположительно, к Гурьевскому сервизу было исполнено около четырех с половиной тысяч предметов.
Десертные тарелки из Гурьевского (Русского) сервиза «Обручник и корзинщик» 3,4х24,9, «Рыбак» 3,4х24. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Десертная тарелка «Рыбак» - по гравюре И.С. Щедровского (1815 – 1870)


Образцы пименовских фигур, сделанные по первым моделям, отличаются красотой ювелирной лепки, детальной проработкой силуэтов и одежд. Ваза «Времена года» - это ярчайший этап в развитии скульптуры 1820-х гг.
Скульптурная ваза «Времена года» со съемной чашей. 1810е – 1820е гг. Проект С.С. Пименова (1784 – 1833). Фарфор, резьба, позолота, цировка. а) 48,5х27,3 б)8,6х32,2

Во времена Александра I на русском фарфоре часто изображались архитектурные пейзажи. Тогда же началось расширенное производство интерьерных ваз, достигавших в высоту одного метра: фюзо (веретенообразные вазы), бандо (бочкообразные формы) – в сочетании с фигурной и орнаментальной живописью сцен народной жизни в стиле русского ампира. Новые типы ваз вырабатывались под руководством французского мастера Фердинанда Давиньона (? – 1827), приглашенного с Севрской мануфактуры в 1815 году. Повторяемость форм компенсировалась разнообразием эффектного пластического декора. Введение в официальный стиль типичных для александровского времени бытовых сюжетов и жанровых сцен придавало фарфоровым вазам особый русский колорит.
Вазы парные с росписью 1815 – 1825 гг. «Крестьянская свадьба» - В.Ф. Мещеряков (1781 – после 1846) по гравюре с картины М.И.Теребенева (1795 – 1864/6) и «Русская пляска» - С.А. Голов (около 1783 – 1849 гг.) с гравюры И. Кокере по рисунку Е.М. Карнеева (1780/2 – 1839). Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, смальта. 60х23х18,5, 59,2х22х18

Ваза «Сплетницы», 1807 – 1808 гг. Модель П.-Ф. Томира (1751 – 1843 гг.) по рисунку Ж.-Д. Дюгура (1749 – 1825). Фарфор, двухцветное матовое крытье, позолота, цировка. 95х39,5

Патриотическая тема Отечественной войны 1812 г. в живописи по фарфору приобрела особое звучание и на протяжении XIX – начала XX веков оставалась ведущей темой. Батальные сцены, офицеры и солдаты изображались на чайно-кофейных предметах, больших дворцовых вазах, «военных тарелках». Батальные сцены, портреты военачальников, трофейная атрибутика копировались на фарфоре.
1825 – 1855 гг. Эпоха Николая I (1796 – 1855)
Николая I можно считать одним из последних русских правителей, особенно заинтересованных в развитии прикладных искусств. Именно во времена правления Николая I ИФЗ достиг небывалого размаха производства. Выпуск крупных предметов из фарфора для убранства парадных залов царских резиденций был связан со значительными трудностями технологического процесса, и каждая успешная реализация подобных проектов – больших ваз, живописных пластов, осветительных приборов, рам для зеркал, вставок для мебели – представляла большой успех для фарфорового завода.
Живописное отделение ИФЗ разделилось на узкоспециализированные мастерские – цветочной росписи, исторической, портретной и фигурной живописи. Реалистически выполненная живопись на фарфоре отличается тонкой светотеневой проработкой, колористической выразительностью. Во второй четверти XIX века выполнялось золочение превосходного качесва с типичным для этого периода теплым глубоким тоном, мягкой полировкой и замечательной прочностью. Эти качества были приобретены после введения в 1830-х гг. в состав позолоты нового флюса и новой пропорции формулы позолоты.
Ваза с букетом цветов в медальоне, около 1836 г. Роспись А.И. Тычагина. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, белая эмаль, позолота, цировка. Оправа – бронза, чеканка, золочение. 106х51х40

В 1820-1830х гг. в европейском искусстве установился новый стиль – историзм. В ассортименте ИФЗ появился фарфор утонченных готических форм с росписью на манер роз средневековых витражей. В 1820-х гг. по проекту архитектора А.А. Менеласа (1753-1831) для императрицы Александры Федоровны в петергофской Александрии был построен загородный дворец Коттедж. Для этой резиденции был создан Собственный сервиз (1827-1829) в стиле неоготики. В 1831 году к Собственному сервизу была изготовлена серия «Готических тарелок для десерта». В 1833 году был создан Готический сервиз.
Тарелка десертная с росписью по мотивам готических витражей из сервиза дворца Коттедж. Дополнение 1897-1908 гг. к основному составу. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка.

Важным итогом правления Николая I стало возрождение интереса к национальному художественному наследию. В 1830-х гг. на ИФЗ создавались предметы в русском стиле. Символы этого направления в прикладном искусстве и яркие образцы «русско-византийского стиля» эпохи историзма - созданные по проектам известного художника и археолога Ф.Г. Солнцева (1801-1892) Кремлевский (1838) и Константиновский (1848) сервизы. Парадный Константиновский сервиз с монограммой ВККН был создан по случаю бракосочетания Великого князя Константина Николаевича (1827-1892). В основе декора использованы узоры древнерусских эмалей. Посудные прототипы восходили к характерным формам ювелирных изделий прошлого – чаш, ковшей, чарок и др., в художественное оформление включены фрагменты знаменитых произведений древнерусского искусства. Константиновский сервиз рассчитан на 48 персон и включал в себя банкетный столовый сервиз с чайными и кофейными приборами, десертный сервиз, ординарный столовый и чайный сервизы на сто персон.
Ваза из сервиза Великого князя Константина Николаевича с монограммой ВККН, 1848 г. Фарфор, лепка, роспись подглазурная полихромная, позолота, цировка. 36,5х37

В конце 1840-х гг. на ИФЗ была создана серия тарелок с видами Москвы. Десять тарелок были поднесены Николаю I на Рождество 1848 г.
Тарелка с видом Красных ворот в Москве. Тарелка с видом Троице-Сергиевой лавры. 1850-1855 гг. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. 3,0х24,3


В эпоху историзма на фарфоровом производстве большой популярностью пользовались ретроспекции в стиле рококо.
Шкатулка с тремя флаконами в стиле второго рококо, 1840-1855 гг. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Красное дерево, бархат.

Важную роль в развитии историзма сыграли Всемирные выставки достижений науки и культуры. ИФЗ принимал участие во Всероссийских выставках, проходивших в Санкт-Петербурге в 1861 и 1870 гг., во всемирных выставках в Лондоне в 1863 г. и Париже 1867 году. В 1873 г. в Вене ИФЗ удостоился высшего почетного диплома.
Источник информации:
На Главную
В магазин фарфора
Марки фарфора ИФЗ