Главная > Статьи

  • Российский фарфор
    • Русский фарфор: уроки Востока
    • Юсуповский фарфор: фарфор завода Н.Б.Юсупова
    • Фарфор Игоря Клименкова: Klimenkoff и Far4
    • Фарфор Леонида Никитина
    • Фарфор Миклашевского (Волокитино)
    • Новости фарфоровых заводов России
    • Фарфор завода Попова (Горбуново)
    • Фарфор Гарднера (Вербилки)
    • Императорский фарфор ИФЗ
    • Императорский фарфор. История фарфора ИФЗ с 1744 по 1917 гг.

      Ломоносовский завод – самый значительный завод по производству фарфора в России. Более полутора веков ИФЗ принадлежал Дому Романовых.

      Производство фарфора было ориентировано на удовлетворение потребностей в фарфоре императорского двора. Выполнение заказов императорского двора требовало соблюдения высоких стандартов в производстве фарфора и высокого качества росписи. В общем виде роскошного императорского фарфора присутствовали черты типично русского восприятия красоты. Насыщенность красок, многообразие мотивов, богатство и декоративность роскошно расписанных форм вело к получению неповторимого целого.

      Лучшие произведения русского фарфора, созданные на ИФЗ, украшают коллекции Эрмитажа, Русского музея, дворцов-музеев Павловска, Петергофа, Царского Села, хранятся в Государственном историческом музее и Музее керамики в Кусково.

      1744 – 1762 Виноградовский период

      Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г., когда Петр I познакомился с саксонским изобретением при дрезденском дворе. Талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов, изучавший металлургию во Фрейберге, открыл состав русского фарфора. В 1744 году дочь Петра Великого – императрица Елизавета – учредила первую в России Порцелиновую мануфактуру.

      Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому. Был создан первый столовый сервиз «Собственный», принадлежавший императрице Елизавете Петровне. Сервиз расписан пурпуром и золотом.

       

      1. Предметы из Собственного сервиза Императрицы Елизаветы Петровны,

      ИФЗ, Санкт-Петербург. 1750-е - 1760-е

      В самом начале Виноградовского периода рисунки были монохромными и упрощенными, в конце выполнялись тонкие миниатюры на фарфоре. Золотая краска для росписи изделий готовилась из золотых монет из царской казны.

       

       2. Пакетовая табакерка графини М.Е.Шуваловой. ИФЗ, Санкт-Петербург. 1750-е.

      3. Ставок с крышкой (конфетница). Д.И.Виноградов. ИФЗ, Санкт-Петербург. 1748

      1762 – 1801 Екатерининский фарфор, фарфор царствования Павла I. Расцвет русского фарфора. Ранний классицизм

      «Златой век Екатерины» - годы царствования Екатерины II стал временем наивысшего расцвета русского художественного фарфора. С 1785 года мануфактура переименована в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ).

      С самого начала царствования Екатерины II перед ИФЗ была поставлена задача выпускать художественный фарфор и работать на прибыль. Потребность двора в фарфоре была велика, постоянные заказы двора позволяли ИФЗ не гнаться за дешевизной изделий в ущерб художественному качеству выпускавшегося фарфора.

      Во второй половине XVIII века искусство в России развивалось в русле западно-европейских течений, где на смену вычурному рококо приходил «благородной красоты и величия» классицизм.

      К 1787 году ИФЗ состоял из пяти частей, не считая конторы. Это машинное отделение, где обрабатывалось сырье, модельмейстерская палата с токарным, резным и скульптурным отделениями, горновая палата для обжига фарфора и глазурования с участком изготовления капселей для обжига фарфора, живописная палата и лаборатория, где готовили фарфоровые краски и обжигали в муфельных печах уже расписанный фарфор. С 1779 года на ИФЗ был приглашен в качестве модельмейстера талантливый французский скульптор Жан Доминик Рашет. Он заведовал скульптурной частью ИФЗ до 1804 года. Живописную палату с 1783 года возглавил живописец-миниатюрист Алексей Захаров.

      Были изготовлены роскошные парадные сервизы – «Арбесковый» в стиле античных фресок, воспевающий могущество русского флота дворцовый сервиз «Яхтинский», «Кабинетский» по гравюрным изображениям архитектурных памятников античной Италии, «Юсуповский», подаренный Екатериной II фавориту графу Григорию Орлову туалетный сервиз «Орловский» с туалетными принадлежностями и предметами для завтрака. 

      Павел I правил с 1796 по 1801 г. Искусство фарфора продолжало развиваться в традициях классицизма с все более усиливавшимся влиянием эллино-римских мотивов.

      В последние годы правления Екатерины II и весь период царствования Павла I на ИФЗ делали больше фарфора, чем требовалось по заказам придворной конторы, постоянных рынков сбыта вне Петербурга не было, фарфор был слишком дорог и не мог конкурировать с фарфором частных заводов.

      Фарфор ИФЗ в XIX веке

      1801 – 1825 Фарфор Александровского периода. Реорганизация ИФЗ. Высокий классицизм, ампир

      Были выписаны мастера с Берлинской королевской мануфактуры, реконструирована горновая палата, приглашены «артисты фарфорового дела» с Севрской фарфоровой мануфактуры. В 1806 году был принят «запретительный указ» на ввоз в Россию иностранного фарфора, в результате конкуренция со стороны множества частных заводов России возросла. Наметилось разделение производимого ИФЗ фарфора на дорогой и как правило убыточный отдел «подношений и подарков» и отдел ординарной посуды, предназначенной для широкой публики. Недолго ИФЗ выпускал и «печатный фарфор», не нашедший своего потребителя.

      Наиболее показательным, отразившим особенности стиля высокого русского классицизма, а также самым значительным произведением из фарфора эпохи царствования Александра I (1801 – 1825) стал «Гурьевский» сервиз. «Гурьевский» сервиз был заказан управляющим графом Гурьевым для Александра I, выполнен под руководством модельмейстера, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова. Существует предположение, что общая разработка «Гурьевского» сервиза принадлежала выдающемуся архитектору Жану Тома де Томону. «Гурьевский» сервиз прославлял русский народ и Россию. В Петергофском дворце он «был употребляем по комнатам приезжающих сюда принцев», к «Гурьевскому» сервизу постоянно выполнялись доделки. Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, на декорирование было использовано несколько килограммов золота.

       

      4. Тарелка из Гурьевского сервиза.

      5. Ваза с фигурой орла из Гурьевского сервиза, проект С.С.Пименова. ИФЗ, 1809-1816

      Воронихинские вазы отличались соразмерностью деталей, гармонией и чистотой линий. Высочайшее мастерство было достигнуто в росписи фарфоровых ваз. В росписи ваз, тарелок и сервизных предметов широко использовались мотивы Отечественной войны 1812 года и портретные изображения ее героев.

      В конце Александровского периода в фарфоре ИФЗ исчезает чистота стиля, возрастает дисгармония между формой и росписью, утрачивается ценность фарфора как материала. В память об императоре Александре I после его кончины на ИФЗ была изготовлена небывалая по тем временам ваза высотой более двух метров с профилем Императора на одной стороне и изображением земного шара, опоясанного надписью «Россия», на другой.

      1825 – 1894. Исторический период. Период правления Николая I (1825 – 1855), Александра II (1855 – 1881), Александра III (1881 – 1894)

      При Николае I в составе фарфоровой массы стали использовать привозную лиможскую глину. Выделка фарфоровых пластов и крупных предметов достигла высокого технического совершенства. Применялся особый способ золочения изделий, позволявший наносить прочную позолоту, долгие годы сохранявшую превосходный вид, мягкую полировку и блеск, - этот способ был впоследствии утрачен. Для декорирования фарфора использовалась и платина. Художественная деятельность ИФЗ при Николае I была эклектична и стилизованна, что в те времена было свойственно всем ведущим мануфактурам Европы. После отставки Пименова руководство ИФЗ взял на себя Императорский двор при непосредственном участии Николая I, которому представлялись на утверждение проекты создаваемого фарфора. Под руководством Алексея Воронихина были исполнены большие сервизы «Гербовый», «Золотой», «Бабьегонский». В период правления Николая I на ИФЗ выполнялось огромное количество фарфора для подарков, в т.ч. подарки для английской королевы, прусского короля, наследных принцев и принцесс.

      Фарфор ИФЗ создавался по немецким и французским образцам, изданиям восточных, античных и русских древностей. Вазы на ИФЗ выполняли по трем основным типам: «медицис» - по форме античного кратера из коллекции Медичи, «фюзо» - веретенообразные вазы и «бандо» - яйцеобразные вазы с уплотненным книзу туловом и коронообразным горлом. По заказам двора выполняли зеркальные рамы и подзеркальники, камины, футляры для часов, столы, табуреты, люстры, подсвечники. Для украшения ваз, зеркал и каминов применялись лепные фарфоровые цветы. Фарфоровые букеты мастера Петра Иванова были высшим достижением фарфорового мастерства, однако состав массы знал лишь мастер, и после его смерти секрет был утерян.

      В 1830-40-е гг на ИФЗ работали искуснейшие живописцы, создатели форм и орнаментов. Живописцы копировали на фарфоре картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Корреджио, Рембрандта, Тициана, Рубенса и других, создавали картины, удивительно схожие с оригиналом, несмотря на трудности в получении идентичных оригиналу оттенков в фарфоровой росписи, краски которой проходят многократный обжиг. На вазах и пластах писались портреты, копировались и иконы. На тарелках изображались преимущественно батальные сцены и фигуры военных. Цветочная роспись отличалась большим разнообразием. Цветы рисовали с натуры: их поставляли из заводской оранжереи или организовывали поездки в Ботанический сад. Достоинства живописи ИФЗ были отмечены золотой медалью Всемирной Лондонской выставки.

      В 1844 году был открыт заводской музей, начала формироваться коллекция редких книг по искусству, рисунков и гравюр, на основе которой была создана библиотека ИФЗ.

      К началу царствования Александра II ИФЗ полностью работал на импортном сырье. За год до отмены крепостного права в 1861 г., рабочим ИФЗ была дана вольная, однако многие остались работать на ИФЗ.

      Количество заказов императорского двора сокращалось, фарфор выполнялся в основном по старым образцам. С начала 1870-х гг прекратилось копирование картин на фарфоре, редкой стала пейзажная живопись, в декоре преобладало орнаментальное направление. Начали применять цветные глазури и декорировать фарфор в технике pate sur pate – роспись жидкой массой по кобальтовому и хромовому фону, заимствованную с Севрской мануфактуры. За небольшим исключением почти вся фарфоровая скульптура выполнялась по моделям Августа Шписа. На ИФЗ наступил общий упадок фарфорового производства, брак при обжиге достигал 95%, художественный уровень выпускаемого фарфора понизился.

      В 1881 году сначала возникла идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия, затем – о передаче ИФЗ в ведение Императорской Академии художеств, однако вступивший на престол император Александр III повелел поставить ИФЗ в самые наилучшие условия в техническом и художественном отношении, чтобы он мог достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности. Александр III считал распространение искусства делом государственной важности, главным критерием суждения об успехах русского искусства он почитал его народность. На ИФЗ были проведены реформы, в числе которых был объявлен запрет на продажу фарфора в частные руки, поскольку ИФЗ должен был производить предметы высокого искусства и большой технической трудности исключительно для Императорского двора, объединены Императорский фарфоровый и стеклянный заводы, организовывались поездки специалистов ИФЗ во главе с управляющим Д.Н. Гурьевым на лучшие фарфоровые заводы Пруссии, Саксонии, Богемии, Франции и Англии для ознакомления с последними достижениями фарфоровой промышленности. Было обновлено оборудование, установлены новые машины и станки из Лиможа, горны современной конструкции и другие новшества, позволившие поднять производство до европейского уровня. В 1889 году была получена глазурь «бычья кровь». С 1892 года при помощи датских специалистов была освоена техника подглазурного декорирования фарфора. Русский император был женат на дочери датского короля, и проявлял личный интерес к подглазурной живописи.

      Художественная деятельность оставалась подражательной: копировались образцы Мейсена и Севра, итальянского ренессанса, восточные и египетские изделия, а в последние годы эталоном служил датский фарфор. С конца XIX века до 1903 года продолжалось изготовление фарфорового сервиза «Рафаэлевский», самого дорогого изделия ИФЗ за те годы. По распоряжению императора все изделия изготавливали в двух экземплярах: один экземпляр для Императорского двора, другой для музея.

      1894 – 1917 Период русского модерна. Царствование Николая II

      В 1900 году был назначен новый директор завода барон Николай фон Вольф, которому было поручено поднять репутацию ИФЗ в Европе. Уже в начале XX века фарфор ИФЗ стал одним из лидеров в фарфоровой индустрии Европы. Фарфор ИФЗ отличался безупречным качеством, его получали из массы, составленной из первосортного сырья и выдержанной в погребах не менее 10 лет, с использованием современного оборудования.

      В 1912 году известным химиком Николаем Качаловым был открыт рецепт «мягкого» фарфора, обжигаемого при более низкой температуре. Это расширило палитру подглазурной живописи фарфора ИФЗ. Изготовление фарфора в лаборатории завода было поставлено на научную основу. Предметы изготавливались из бисквитного белого фарфора и цветного фарфора, из покрытого цветными и кристаллическими глазурями фарфора, фарфора с подглазурной росписью в широкой палитре красок на гладком фарфоре и на поверхности, обработанной резьбой, гравировкой и с лепкой, надглазурная живопись выполнялась эмалевыми и муфельными красками.

      Под влиянием модерна на ИФЗ создавался фарфор с причудливо изогнутыми линиями формы, расписанный стилизованными растениями, русалками и другими атрибутами этого направления. Подглазурной росписью покрывали, как правило, вазы, причем каждый раз в новой форме. Возникновение подглазурной росписи, имеющей сдержанную палитру красок, позволило художникам обращаться к изображению изменчивых состояний природы и зимних пейзажей.

       

      6. Ваза "Стволы берез", 1913 г. Эскиз и роспись В.С.Кленовской (1885-?).

      Фарфор, роспись подглазурная полихромная.

      После назначения нового директора ИФЗ, Николая Струкова, на ИФЗ усилилось влияние общества «Мир искусства» с его рафинированной аристократической эстетикой. Архитектор-«мирискусник» Евгений Лансере заведовал художественной частью, на ИФЗ работали скульптор Василий Кузнецов и его помощница Наталия Данько. На ИФЗ снова создавались картины на фарфоре, копировали картины Ватто, Ланкре, Гейнсборо.

      С началом I Мировой войны ИФЗ начал производство технического и химического фарфора в связи с прекращением поставок такого фарфора из Германии. Выпуск художественного фарфора сократился до минимума, все выпускаемые изделия из художественного фарфора продавались на благотворительных вечерах в пользу царских лазаретов.  В большом количестве выпускались только пасхальные яйца, предназначенные для «христосования с солдатами на фронте».  После Октябрьской революции 1917 года ИФЗ был национализирован и был переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ).

      Источник информации:

      • 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге. 1744 - 1994. Г.Агаркова, Н.Петрова. 1994 АОЗТ "Ломоносовский фарфоровый завод". ЛФЗ-Дезертина
      • Русский фарфор. Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". Изд."Абрис", Санкт-Петербург, 1998
      • "ПОД ЦАРСКИМ ВЕНЗЕЛЕМ" Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа.

      На Главную

      В Магазин фарфора

      Марки фарфора ИФЗ

      Продукция из фарфора ИФЗ в нашем ассортименте


       

    • Фарфор Виктории Смирновой
    • Золотой век русского фарфора и стекла
    • Фарфор Дулево
    • Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных
    • Корниловский фарфор: фарфор завода Корниловых
    • Фарфор мастерской Елены Сауриной
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»