Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Русский фарфор

     

    "В художественном фарфоре - дан какой-то предел

    и изощренности и ограниченности человека.

    Как море, на которое вылито масло, успокаиваются бури искусства,

    затихают раздиравшие его страсти..."

    Г. Иванов, поэт и писатель Серебряного века

     

    Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор - как и дорогие ювелирные украшения, например, - всегда в моде, он радует и восхищает, дорогой фарфор и антикварный фарфор по-прежнему доступны немногим. Меняется мода, стиль, но фарфор - как и бриллианты - это навсегда:

    Кофейник,сахарница,блюдца,
    Пять  чашек  с  узкою каймой
    На голубом  подносе  жмутся,
    И внятен их  рассказ  немой:

    Сначала — тоненькою кистью
    Искусный  мастер  от  руки,
    Чтоб фон казался золотистей,
    Чернил  кармином  завитки.

    И  щеки  пухлые  румянил,
    Ресницы  наводил слегка
    Амуру, что стрелою ранил
    Испуганного    пастушка.

    И  вот  уже  омыты  чашки
    Горячей,  темною  струей.
    За кофием играет в шашки
    Сановник  важный и седой.

    Иль дама,  улыбаясь тонко,
    Жеманно  потчует  друзей.
    Меж тем,как умная болонка
    На задних лапках служит ей.

    И столько губ и рук касалось,
    Причудливые  чашки,  вас,
    Над живописью  улыбалось
    Изысканною — столько глаз.

    И всех,и всех давно забытых
    Взяла  безмолвная  страна,
    И даже на могильных плитах,
    Пожалуй,  стерты   имена.

    А на кофейнике  пастушки
    По-прежнему плетут венки;
    Пасутся  овцы  на  опушке,
    Ныряют в  небо  голубки;

    Амур  не  изменяет  позы,
    И заплели со всех сторон
    Неувядающие  розы
    Антуанеты  медальон.

    (1914 - 1915, Георгий Иванов)

    Старинный фарфор обладает мистической притягательностью.

    В прежние времена, до раскрытия тайны состава фарфора европейцами, столы знатных и богатых людей Европы украшала посуда из серебра, фаянса, майолики. Фарфоровые сервизы, привозимые с Дальнего Востока, можно было увидеть лишь на столах величайших знатных дворов, поскольку фарфор в те времена был редок и очень дорог.

    В домах русской знати фарфор появился в XVI веке: его получали в дар от иностранцев или покупали по баснословной цене. В 1712 году Петр I посетил королевские резиденции Пруссии Шарлоттенбург и Ораненбург, в последней из которых "две палаты убраны ценинной посудой и другими китайскими вещами зело изрядно". Его впечатления и личная заинтересованность способствовали появлению Китайской комнаты Монплезира, а затем возникновению моды на фарфор в аристократических кругах России.

    По случаю коронации и в честь бракосочетания Великого князя Петра Федоровича с Принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Польский и курфюрст Саксонский Август III прислал в дар русской императрице Елизавете Петровне «роскошный фарфоровый сервиз короля Польского» в декоре "Holzschnittblumen”. Сервиз с рельефным орнаментом «цветы Гоцковского» (рельефный декор в виде изящных цветочных гирлянд, разработан Meissen в 1741 г. по заказу крупного берлинского торговца Й.Э.Гоцковского) был украшен цветочной росписью, изображениями Андреевского креста и гербового орла. В наши дни этот сервиз – Андреевский сервиз - находится в собрании Государственного Эрмитажа.

    В 1770-е гг. русский двор произвел несколько крупных заказов на зарубежных фарфоровых заводах. В Россию в больших количествах ввозился майсенский фарфор, в основном массового производства, но для приближенных императрицы и высокопоставленных придворных изготавливались уникальные фарфоровые предметы. В собрании ГИМ находится 100 предметов сервиза графа Орлова-Чесменского из майсенского фарфора, в каждом из предметов этого сервиза использованы практически все варианты рельефов и живописных декоров, украшавших майсенский фарфор того времени. Екатерина II постоянно поддерживала связь с Севром, приобретая фарфор при помощи русского посла в Париже И.С.Барятинского, и в одном только 1779 году он уплатил Севрской мануфактуре 81000 ливров за приобретенные скульптуры работы Буазо. Екатерина II получила в подарок от прусского короля Фридриха II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры. Императрица заказала у Дж.Веджвуда  уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» из фаянса.

    В 1744 году русским ученым, горным инженером Дмитрием Виноградовым при помощи великого русского ученого Михаила Ломоносова был открыт состав русского фарфора. В 1745 году была создана первая русская фарфоровая мануфактура (или как ее тогда называли, «порцелиновая мануфактура») – Императорский фарфоровый завод (более позднее название, до 1765 г. - Невская порцелиновая мануфактура). Продукция ИФЗ предназначалась для нужд двора, предметы расписывались учениками Петербургской академии художеств. Рисунки на первых изделиях утверждались лично императрицей Елизаветой.

    Для повседневного обихода в императорском дворце использовался Вседневный сервиз, состоявший из «ординарной посуды» (посуда, расписанная «в немецком вкусе» крупными букетами и рассыпными цветочками) как из отечественного фарфора ИФЗ, так и европейского фарфора.

    По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40% всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.

    Русский фарфор

    Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г., когда Петр I познакомился с саксонским изобретением при дрезденском дворе. Еще в 1717 году с гончарным мастером Карло Антонио Бонавери был заключен контракт на обучение "четверых человек московских мастерству, как делать посуду глиняную...", а в 1818 году был заключен контракт с мастером Эренбергом о приглашении его на государственную службу в России. Однако лишь в 1746 году талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов, изучавший металлургию во Фрейберге, открыл состав русского фарфора на основе гжельской глины. Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому.

    В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении льгот и привилегий фабрикантам, которые сумеют в России "куриозное художество ввести и распространить", особенно такие, для производства которых будут использованы не привозные, а имеющиеся в Российской империи материалы. Учрежденная в 1723 году по указу Петра I Мануфактур-коллегия обратилась к российским предпринимателям: "...разсуждая о ценинной всякой посуде, которая делается из белой глины и вывозится в Россию из других государств, а в России такая белая глина находится, из которой имеется надежда, что можно делать в России всякую ценинную посуду и табачные трубки, понеже, как видно, что во многих местах крестьяне от неискусства делают из той глины простую белую посуду".

    В 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл первый ценинный завод, на котором вначале изготавливались курительные трубки по голландским образцам, затем в ассортименте завода появились изразцы и с конца 1730-х гг. ценинная (крытая эмалью) посуда. А.К.Гребенщиков был объявлен "фундатором" (первооснователем) "курьезного" предприятия и стал "поставщиком Ее Императорского Величества".

     

    Блюдо завода Гребенщикова 1749 - 1773

     

    Марка на блюде завода Гребенщикова

    Завод Гребенщикова первым перешел к выпуску майоликовой посуды с росписью по сырой эмали. Изделия завода отличались высоким качеством и разнообразным ассортиментом, монументальностью и мягкостью форм. В них широко использовался синий и трехцветный орнамент на белой голубоватого оттенка эмали. Изделия маркировались буквами РМФАГ. 

    Ценинное ремесло возникло в России задолго до изобретения формулы русского фарфора. Принято считать, что название ремесла (изготовление глиняных предметов с покрытием изделий белой эмалью) происходит от латинского наименования свинца, входившего в состав эмали, однако некоторые специалисты связывают происхождение названия "ценинный промысел" от названия китайской империи - Цинь. Большинство ценинных изделий - изразцы, изготовленные на глиняной основе, применявшиеся для украшения храмов и домашней обстановки. При описании царских и боярских покоев  в XVI веке непременно встречаются упоминания о ценинных печах, покрытых белыми с синим рисунком изразцами.

    В начале XVIII века в предместьях Москвы гжельские мастера изготавливали простую белую посуду и обливную посуду с разноцветной глазурью и художественной росписью - русскую майолику. Ассортимент был разнообразным, продавались и сервизы из нескольких десятков предметов. Однако привычная посуда не могла удовлетворить потребности знати.

    При Елизавете Петровне (1709-1762) предпринимались попытки узнать секрет китайского фарфора и организовать его производство в Царском селе близ Петербурга с помощью сибирских купцов, но эти опыты, а также приглашение "арканиста" Гунгера из Швеции не принесло желаемого результата.

    Берг-мейстеру Дмитрию Ивановичу Виноградову удалось получить фарфор на основе нескольких сортов гжельской глины в 1746 году. Первые фарфоровые изделия, созданные в России после открытия секрета русского фарфора, отличались самобытностью, самостоятельностью особенно в отношении форм. Сын владельца ценинного завода А.К.Гребенщикова Иван Афанасьевич самостоятельно открыл секрет производства фарфора в 1747 году, однако в дальнейшем разрешения на его производство завод Гребенщикова не получил, опыты по созданию фарфора на ценинном заводе Гребенщикова, по всей вероятности, были прекращены. Живописные работы на Императорской мануфактуре проводились финифтяных дел мастером Иваном Черновым и двоими его сыновьями, рисовальным мастером Вестерини (Вистеринни), а также работниками завода Гребенщикова - точильщиком Филиппом Федоровым и формовщиком. С 1770-х гг. началось заимствование форм и декоров с лучших европейских образцов.

    В 1770-х гг. в русском фарфоре появились черты классицизма, однако в формах и декорах русского фарфора был свой самобытный характер, исключавший прямое заимствование стилей западного классицизма. Отличительные черты русского фарфора – декоративность в сочетании с утилитарностью, - выявились благодаря традиционному для русской посуды сочетанию основательности и цельности форм и органичных, не разрушающих эту цельность, декоров. Стиль русского фарфора того времени отличался элегантностью с проявлением национальных черт, поскольку производство русского фарфора в то время не было сковано традициями.

    Шел поиск нового стиля. В этом русский фарфор стал неожиданно близок фарфору Франции, где раньше, чем в других странах Европы, началось проявление новых тенденций классицизма: простота и естественность, ясность и строгость формы, орнамент подчеркивает форму. В дальнейшем уже французы, а не немцы с их посудой в стиле рококо, диктовали моду в области производства фарфора. Майсенской и Венской мануфактурам пришлось пережить кризис, но в дальнейшем они сумели выработать созвучные античным тенденциям классицизма декоры. Стиль этого периода получил название «стиль Людовика XVI».

     

    Блюдо с изображением Московского Кремля.

    Фарфоровый завод А.Г. Попова, село Горбуново Московской губернии. 1860-е гг.

    Сюжеты и приемы живописи для создания росписи (в частности, цветочной росписи) русского фарфора заимствовались у европейцев.

    Императорский фарфоровый завод

     

    Невская порцелиновая мануфактура в 1765 году была переименована в Императорский фарфоровый завод.

    В результате культурного подъема конца 1770-х гг. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. По мнению некоторых специалистов, Екатерина II отдавала предпочтение фарфору зарубежного производства, но в дальнейшем обратила свое внимание на отечественный фарфор, замыслив превратить завод в коммерческое предприятие и предмет российской гордости. Однако прежде всего ИФЗ должен был по желанию императрицы «удовольствовать всю Россию фарфором».

    Основным заказчиком ИФЗ был императорский двор. В частности, по заказу придворной конторы для дворцовой Сервизной изготавливалась ординарная посуда для Вседневного сервиза, а также украшенные живописью и позолотой парадные дворцовые сервизы.

    В те годы ИФЗ тесно сотрудничал с исключительно талантливыми и обладавшими высочайшим мастерством художниками – как иностранными, так и выпускниками Академии художеств. Одни из лучших выпускников Петербургской Академии становились помощниками мастеров ИФЗ, а на технические специальности обычно брали окончивших училище и гимназию при заводе детей заводских рабочих, таким образом формируя рабочие династии.

    В 1790 году на ИФЗ была создана библиотека гравюр в помощь живописцам и скульпторам.

    Продукция ИФЗ — художественный фарфор, первый фарфор  России по времени своего возникновения и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изделия завода завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Фарфор ИФЗ представлен в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. За право обладать изделиями из фарфора ИФЗ борются на престижных международных аукционах «Сотбис» и «Кристи».

    В феврале 2001 г. Государственный Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание музея ИФЗ, расположенного в Санкт-Петербурге на территории ОАО «ИФЗ» по адресу: проспект Обуховской обороны, 151. Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место, где на протяжении почти трех столетий создается и хранится воплощенная в фарфоре история и культура России.

    В наше время на ИФЗ сохраняется традиционная техника производства фарфора. Наряду с изделиями в старинном духе выпускается и новая, экспериментальная продукция: например, скульптурные произведения и роспись Михаила Шемякина по мотивам балета "Щелкунчик".

    Императорский фарфоровый завод — один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры и всей России.

    Юсуповский фарфор

    Спустя несколько десятилетий с момента открытия состава русского фарфора его развитию способствовал князь Николай Юсупов – один из богатейших дворян своего времени, знаток и любитель искусств, большой ценитель фарфора. В 1792-1800 гг. князь Юсупов занимал пост директора ИФЗ. Впоследствии в имении Архангельское он организовал известный фарфоровый завод.

    В первой половине XIX века фарфоровым заводом Юсупова руководил мастер из Севра А.-Ф.Ламбер. Он привнес черты профессионализма в фарфор князя Юсупова. Выдающийся фарфоровый сервиз из юсуповского фарфора - "Аракчеевский сервиз" - один из наиболее выдающихся  и ярких образцов юсуповского фарфора. Юсуповский фарфор прославился как образец уникального виртуозного исполнения.

    Князь Юсупов собрал богатейшую коллекцию европейского и русского фарфора. В коллекции были представлены также образцы юсуповского фарфора, созданные на фабрике князя в Архангельском. На фабрике Юсупова использовалось сырье и труд рабочих Севрской мануфактуры. Предметы, созданные на своей мануфактуре, князь Юсупов не продавал, оставляя у себя для подарков друзьям и знатным гостям. Сегодня собрание юсуповского фарфора в музее-заповеднике «Архангельское» - одно из самых значительных собраний фарфора в России.

    Гарднеровский фарфор

    В 1766 году была основана фарфоровая частная мануфактура английского купца Франца Гарднера, использовавшая жанровую роспись на формах стиля ампир. Мануфактура была ориентирована на максимально широкий круг потребителей, ее продукция имела свои художественные особенности по сравнению с «императорским» фарфором ИФЗ, приобретавшимся царским двором.

    Фарфоровая мануфактура Гарднера была открыта в годы сильнейшей конкуренции со стороны европейских производителей фарфора. В конце 1770-х гг. были выпущены первые уникальные предметы гарднеровского фарфора. В 1770-1780-х гг. на заводе Франца Гарднера изготавливалась посуда с цветочной росписью, использовавшаяся русскими дворянами. В целом продукция завода в XVIII веке отличалась шаблонностью, что объяснялось тем, что выпускавшаяся продукция предназначалась для широкого потребителя. Это была недорогая массовая продукция, расписанная в соответствии с существовавшей модой, как правило, стандартными композициями цветов: небольшие сервизы, тарелки, чайные и кофейные пары. Некоторые декоры копировали майсенскую цветочную и ленточную роспись, но существовали и собственные мотивы: «розан» и «шиповник».

    Изделия подороже расписывали побогаче, часто используя ложные марки, в частности, «майсенские» скрещенные мечи со звездочкой. Майсенский фарфор часто подделывался, в частности, в России - гарднеровским заводом подделывался фарфор периода директорства Марколини. В отличие от наносимых под глазурью оригинальных майсенских клейм ложные клейма наносились на гарднеровский фарфор, как правило, на глазурь, часто по-соседству располагалась буква G. Однако, бывают и исключения: встречаются предметы, изготовленные Гарднером, клеймо на которых нанесено под глазурь.

     

    "Модницы". Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера, Вербилки. 1820-е гг.

    Гарднеровский фарфор возможно отличить по простоватой росписи, преобладанию пурпурного цвета в декоре, красно-коричневым или пурпурным отводкам краев, наличию пяти цветов в росписи букетов (иногда встречаются и семь цветов, но обычно это пурпур, железная красная, травяная зеленая, голубая, желтая), более низкому качеству фарфоровой массы (возможны сероватый оттенок, мушки, пупырышки, шероховатости). Майсенский фарфор декорирован, как правило, семью цветами (два оттенка красного - пурпур и железная красная, два оттенка зеленого, синий, желтый, фиолетовый), отводки чаще золотые, фарфоровая масса стабильно высокого качества.

    На заводе Гарднера выполнялись и доделки к майсенским сервизам. В росписи ординарной гарднеровской посуды чувствуется влияние майсенских мотивов, поскольку постановка дела и организация производства проводилась немцами, среди них Миллер, Мейснер, Кестнер. Однако букеты гарднеровского фарфора носили черты русской самобытности, традиции гарднеровской росписи использовались в дальнейшем русскими мануфактурами, в частности, на фарфоровых заводах Кузнецова. На рубеже XVIII-XIX веков объем произведенного Гарднером фарфора составил около 7.5% в год по отношению к объему ввозимого тогда в Россию фарфора.

    Исключительно редкий гарднеровский фарфор XVIII века в наши дни стоит значительно больше, чем нередко встречающийся в антикварных магазинах Москвы мейсенский фарфор периода Марколини.

     

    Кузнецовский фарфор

    В Кузнецовской пестрой чашке
    С золочеными краями,
    Видно, сахару не жалко –
    Чай и сладок, и горяч…

    (Георгий Иванов, 1921)

    Терентий Яковлевич Кузнецов, будучи в течение 20 лет совладельцем фаянсового завода в Гжели, основал Дулевский фарфоровый завод, выпускавший изысканные сервизы, которые использовались при российском императорском дворе, а также недорогую доступную посуду. Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 году, а в 1843 году сыном Т.Я.Кузнецова - Сидором Терентьевичем - был основан завод в Риге, рабочие для которого были вывезены из Гжели. Продукция Рижского завода продавалась по демпинговым ценам, что помогло ликвидировать мелких конкурентов. В 1870 году Матвеем Сидоровичем Кузнецовым была куплена фабрика Ауэрбаха в селе Кузнецово Тверской губернии. При М.С.Кузнецове рос завод, ассортимент продукции расширялся. Ассортимент включал в себя фарфор, полуфаянс, майолику: камины, печи, сантехнический фаянс, электроизоляторы. К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, годовой оборот которой составлял 75% дохода всей российской фарфорово-фаянсовой промышленности. К началу XX века это уже был крупнейший фарфоровый завод России, один из лучших фарфоровых заводов Европы. Кузнецовы были старообрядцами, и зачастую они выбирали место для расположения нового завода неподалеку от старообрядческих общин, для того, чтобы обеспечить единоверцев работой.

    В 1887 году в селе Буды Харьковской губернии была построена современная фарфоровая фабрика. 

    Повышенное внимание на кузнецовских фарфоровых заводах уделялось внедрению технических новшеств. Например, использование торфа для обжига фарфора в условиях подорожания дровяного отопления, было внедрено на Дулевском заводе среди первых заводов в России. В 1890-е гг. в Рязанской губернии в окрестностях Скопина было найдено месторождение белой глины, по качеству не уступавшей малороссийской глуховской белой глине. Ее добыча была взята под контроль агентами товарищества Кузнецова. Перед первой мировой войной Дулевский фарфоровый завод был одним из лучших по техническому оснащению в мире.

    Кузнецов переманивал к себе лучших специалистов: художников, формовщиков, управленцев. Павлопосадский купец Петр Иванович Ануфриев с 1874 года занимался у Кузнецовых в Москве устройством и упорядочением счетоводства главной конторы, фабрик и торговли. Благодаря его стараниям была увеличена плата рабочим и служащим, уничтожены или удалены от заводов питейные заведения, устроено новое жилье для рабочих, открыты школы, больницы, библиотеки и читальни. Были расширены и обновлены фарфоровые заводы. Стараниями П.И. Ануфриева с 1880 по 1893 гг. таможенные пошлины на ввоз заграничной посуды увеличились на 20-50%.

    Для управления персоналом использовались такие методы, как укрепление религиозности рабочих, а также экономическое воздействие: например, на рижской фабрике лучшим сотрудникам дарили посуду - правда, без заводского клейма, чтобы исключить перепродажу. За нерадивость штрафовали. Каждый год перед Пасхой всех рабочих без исключения рассчитывали, а после праздников начинали новый прием на работу, таким образом легко избавляясь от неугодных работников.

    Еще при Т.Я.Кузнецове по ярмаркам регулярно рассылались приказчики для изучения спроса. Кузнецовы всегда были хорошо осведомлены о вкусах и потребностях покупателей. На протяжении семидесяти лет наибольшим спросом пользовался "агашечный" дулевский фарфор: посуда из фарфора с росписью в виде ярких розанов, наносившихся на изделие пальцем, которую придумала некая Агафья, от имени которой и пошло название этого стиля. Во второй половине XIX века кузнецовский фарфор стилизовали под западноевропейские образцы, чтобы соответствовать спросу растущего сословия предпринимателей. Производилась и кричащая о богатстве посуда "золотое нутро или полунутро" с покрытой золотом полностью или наполовину внутренней поверхностью.

    В 1892 году Кузнецов приобрел завод Гарднера в Вербилках для выхода в премиум-сегмент российского фарфора. До этого Кузнецов рисковал, переманивая мастеров-живописцев с ИФЗ, пытаясь приглашать к сотрудничеству известных художников. По особому договору на изделиях могло ставиться клеймо фирмы "Гарднер",  ее награды и медали, - что помогало сбыту продукции.

    В том же 1892 году величина основного капитала Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова составил 3.000000 рублей. Валовой приход составил 1.228,977 рублей, чистая прибыль 319,548 рублей. Размер паев или акций составлял 3,000 рублей, дивиденд на паи или акции 180 руб.. В дивиденд акционерам или пайщикам поступило 180,000 рублей.**

    В 1902 году Кузнецов получил звание поставщика императорского двора, все выгодные заказы предлагались в первую очередь ему. К началу XX века Кузнецовы скупили практически все фарфоровые мануфактуры России – кроме Императорского фарфорового завода, - однако клейма на фарфоре знаменитых мануфактур оставались прежними.

    После революции 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Георгий Матвеевич Кузнецов был сослан на Колыму и пропал без вести. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.

    Изделия из фарфора, выпускавшиеся Кузнецовым, отличаются высоким качеством при эклектичности дизайна и наличии стилизованных черт. Восстановленные после Гражданской войны фарфоровые заводы, ранее принадлежавшие Кузнецовым, продолжали выпускать все тот же кузнецовский фарфор и фаянс, а также агитационный фарфор и посуду с ликами вождей. К обновлению и расширению производства приступили только в 1930-е гг.

    Русские фарфоровые заводы

    В середине XIX века в России было еще несколько частных фарфоровых мануфактур. Количество фарфоровых и фаянсовых заводов в конце XIX века увеличивалось.

    В 1877 г. фарфорово-фаянсовое производство насчитывало 51 завод, на которых было занято 6,237 рабочих в 14 губерниях, производивших продукции 2,383 тыс. руб. В 1880 г. Фарфор и фаянс производили уже 54 завода в 16 губерниях на сумму 2,804 тыс. руб. В производстве фарфора и фаянса было занято 7,077 рабочих. Производство фарфора и фаянса входило в ТОР 10 промышленных производств России наряду с ткацким, красильным, писчебумажным, кожевенным, стеклянным, чугунолитейным производством, машиностроением и рельсостроением.*

    В Черниговской губернии на заводе Миклашевского выпускали вазы с лепными цветами, статуэтки и иконостасы из фарфора. На заводе Попова выпускались жанровые скульптуры народной тематики, на заводе Храпунова выпускался фарфор чисто русской стилистики, на заводе братьев Корниловых – фарфор с высококачественной росписью.

    Фарфоровые заводы Батенина и братьев Корниловых в Петербурге выделялись среди частных фарфоровых производств XIX столетия высоким качеством исполнения, богатством форм и декора. В 1811 году купец Ф.А. Девятов построил на Выборгской стороне фарфоровый завод, который три года спустя был приобретен Ф.С. Батениным. Имя нового владельца, значительно расширившего дело, получило не только предприятие, но и место, где оно располагалось - Батенин переулок (ныне это улица Александра Матросова). А уже в 1818 году предприниматель обзавелся собственным магазином в центре города - на Невском проспекте у Казанского собора. Батенинский фарфор, возможно, самый узнаваемый среди огромного числа изделий частных заводов. Роскошные золоченые вазы и сервизы с характерными цветочными букетами и гирляндами стали визитной карточкой предприятия, так же как и часто встречающиеся в росписи архитектурные виды Петербурга, как бы подчеркивающие столичное местоположение завода. Но тематическое разнообразие батенинских росписей этим не исчерпывается: здесь и античные сюжеты, и батальные сцены, и портреты членов царской фамилии. Батенинский фарфор пользовался широкой популярностью, чему способствовала и относительно невысокая цена на него. Себестоимость изделий снижали разными способами: покрывали поверхность глянцгольдом (жидким дешевым золотом), имитировали трудоемкую технику цировки (рисования агатовым карандашом по золоту) при помощи кисти. Но лучшие образцы батенинского фарфора получили заслуженное признание и у профессионалов - на Первой публичной выставке русских мануфактур 1829 года фарфоровый завод был удостоен Большой золотой медали. Широкое распространение на раннем этапе работы производства получили фарфоровые чашки формы «большой цилиндр», кружки-бочонки, вазы в форме амфор и кратеров и сервизы тет-а-тет с особыми подносами. А когда после смерти Ф.С. Батенина в 1830 году производство перешло в ведение его наследников и опекунского совета, доминирующим стал стиль «шинуазри». Яркие многоцветные изображения зданий в восточном стиле, фантастических птиц и цветов, фигур «китайцев» на золотом фоне с цировкой «вермикуле» часто встречаются на вазах, чайниках и расширенных сверху и снизу невысоких чашках с вогнутым туловом. Популярность батенинских изделий росла, но пожар 1838 года, уничтоживший все мастерские, положил конец этой яркой странице в истории русского фарфора. Завод закрылся, а все оставшиеся материалы были проданы заводу Корниловых, куда перешли и многие мастера.

    Фарфоровый завод Корниловых, во многом ставший продолжателем батенинских традиций, был основан в 1835 году купеческой вдовой М.В. Корниловой в деревне Полюстрово. Предприятие было построено капитально и оснащено по последнему слову техники того времени (в этом плане оно опережало даже Императорский фарфоровый завод). Приглашение лучших мастеров из России и Европы к середине XIX века вывело предприятие в число ведущих. В середине 1830-х годов начался новый этап развития русского фарфора - эпоха историзма. Эстетика того времени признавала красоту в художественном многообразии. Продукция завода соответствовала вкусам времени, чутко реагировала на модные веяния. Предприятие выпускало изделия, имеющие самые причудливые, порой не отвечающие их назначению очертания, делавшие их не слишком удобными в использовании (это касается, например, сервизов). Их вычурные формы и яркая роспись несут в себе элементы искусства Востока, готики и рококо. Значительное место в производстве занимала и фарфоровая пластика (скульптура по лучшим мейссенским образцам И. Кендлера).

    С середины 1840-х годов в продукции завода нашла развитие народная тема: изображение жанровых сцен из жизни городских торговцев и ремесленников (типажные статуэтки и т.п.) В росписи - как ранее у Батенина - часто встречались виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков. В начале 1850-х годов предприятие Корниловых выпустило серию предметов в «русском стиле», а к 1870-80-м тематика декорировки расширилась: появились мотивы древнерусских и византийских орнаментов, сюжеты из русских сказок (например, серия тарелок по рисункам И.Я. Билибина). Также завод изготавливал церковную утварь (иконы, лампады, пасхальные яйца), выпускал кружки, тарелки и сервизы простой формы с пейзажами и жанровыми мотивами. Хорошее техническое качество создало продукции завода репутацию добротной и недорогой. Произведения завода братьев Корниловых неоднократно удостаивались наград на российских и международных художественно-промышленных выставках и экспортировались за границу (США, Канада, Дания, Франция, Болгария, Иран), а само производство носило почётное звание «Поставщик Императорского Двора» с правом изображения государственного герба. Однако в 1910-х гг. производство художественной продукции было сокращено: завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что приносило бo'льший доход. В августе 1917 года завод братьев Корниловых был закрыт, и эпоха частных фарфоровых предприятий в России подошла к концу.

    В музеях Москвы собрана интересная коллекция фарфора России. В музее-усадьбе Кусково можно познакомиться с прекрасными образцами сервизов с изображениями русских орденов (орденский фарфор, использовавшийся для сервировки на приемах в императорском дворце), с фарфором Императорского фарфорового завода, завода Попова, Гарднера, Кузнецовых, Корниловых.

     

    Фарфоровый сервиз тет-а-тет с видами дачи "Александрия" в Петергофе.

    Фарфоровый завод А.Г. Попова, село Горбуново Московской губернии (форма),

    завод князя Н.Б. Юсупова, село Архангельское Московской губернии (роспись). 1831

     

    Чайник с грелкой. Фарфоровый завод А.Г. Попова, село Горбуново Московской губернии. Начало 1830-х

    Государственный Исторический Музей предлагает ознакомиться с коллекцией русского фарфора XVIII – XX веков.

    Советский фарфор

    Накануне революции и в первые годы после ее свершения интерес коллекционеров к фарфору усилился. В 1920-е гг. в искусстве размывались и исчезали жанровые границы: поэты увлекались авиацией, писатели становились фотографами, живописцы - дизайнерами мебели. Поскольку работа с фарфором помогала наиболее быстрым способом реализовывать идеи в области живописи и пластики, этим материалом увлекались тогда знаменитые художники: Кандинский, Малевич, Петров-Водкин, Чехонин, Татлин и другие. Они расписывали сервизы и отдельные предметы плакатными элементами, графическими индустриальными образами, картинками в пролетарском стиле. При создании агитационного фарфора использовались и такие элементы, как советская символика: герб, орнаменты, коммунистические лозунги.

    Сергей Чехонин, участвовавший в объединении художников «Мир искусства», был среди тех, кто первым начал создавать славу фарфору новой России. Он соединил раскованную эстетику футуризма с традиционными формами фарфора. Именно по его приглашению на бывший Императорский фарфоровый завод (тогда уже – Государственный фарфоровый завод) пришла Александра Щекатихина-Потоцкая, ученица Рериха и Билибина. Ее сказочные образы в стиле народного лубка стали яркой вехой в истории фарфора новой России. Необходимо отметить большой вклад в искусство советского фарфора таких скульпторов и художников, как Александр Родченко, Мария Лебедева, Натан Альтман, Владимир Кузнецов, Зоя Кобылецкая, Николай Данько, Александр Матвеев.

    В музее-усадьбе Кусково представлена коллекция советского агитационного фарфора 1920-х гг. В Музее декоративно-прикладного и народного искусства собрана интересная коллекция агитационного фарфора.

    Читайте также:

    The Russian Imperial Porcelain by IPM 1744-1917

    Фарфор Дулево. Марки фарфора Дулево

    Императорский фарфор ИФЗ. История ИФЗ от создания до 1917 года

    Фарфор ГФЗ. Фарфор ЛФЗ. Марки фарфора ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ.

    Источник информации:

    • Русский фарфор. Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". Изд."Абрис", Санкт-Петербург, 1998
    • (*) Новь, том III 1885 г. "Отчетъ о Всероссiйской художественно-промышленной выставкъ 1882 г. въ Москвъ" Под редакцiею В.П.Безобразова, дъйствительнаго члена Академiи Наукъ. Спб. 1883-1884 г.
    • (**) Всеобщiй календарь 1894, стр. 355. С.-Петербургъ, Книгоиздательство Германъ Гоппе. Операцiи торгово-промышленных обществъ и товариществъ за 1892 годъ (въ рубляхъ)
    • Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я.Гарднера. "Авангард", 2005.
    • Where Moscow 03.2007
    • http://www.lfz.ru
    • Коммерсантъ Деньги № 35 (642) 10.09 - 16.09.2007,
    • А. Трощинская. "Русский фарфор эпохи классицизма". Орнаментальный и цветочный декор. Москва, 2007
    • http://www.museum.ru
    • Venalainen posliini. Elina Anttila. Vera Saarelan saatio. Lonnberg Print. Helsinki 2008

    На главную

    В Интернет-магазин фарфора

    Информация в разделе Статьи  нашего сайта создана на основе указанных в текстах источников и носит информационный характер.

  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»