Главная > Статьи

  • Российский фарфор
    • Русский фарфор: уроки Востока
    • Юсуповский фарфор: фарфор завода Н.Б.Юсупова
    • Фарфор Игоря Клименкова: Klimenkoff и Far4
    • Фарфор Леонида Никитина
    • Фарфор Миклашевского (Волокитино)
    • Новости фарфоровых заводов России
    • Фарфор завода Попова (Горбуново)
    • Фарфор Гарднера (Вербилки)
    • Фарфор Гарднера (Вербилки)

       

      Фарфор до начала XVIII века был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом».  Европейцы неоднократно предпринимали попытки для раскрытия секрета производства фарфора, и лишь в XVIII веке они увенчались успехом – в Мейсене была изобретена формула настоящего твердого европейского фарфора.

      Марко Поло в XIII веке посетил Китай и описал свои впечатления от фарфора: «Есть в этой области город Тинуги, делают там большие и маленькие чашки (es chele de porcelain); лучших и не выдумаешь; делаются они только в том городе и отсюда развозятся по свету. Их тут много – и они дешевы: за один венецианский грош дают три, да таких красивых, лучше и желать нельзя… Собирают особого рода землю, как бы из руды, складывают ее большими кучами и оставляют на ветру, под дождем и солнцем, в течение 30 или 40 лет. За это время земля так очищается, что из нее можно приготовлять посуду: они окрашивают ее, в какую краску хотят, и потом обжигают в печах. И всегда те, кто собирает эту землю, делают это для своих сыновей и внуков». Путешественник, пораженный белизной гладкой поверхности фарфора, сравнивал их с морскими раковинами-свинушками, и название ракушки «порцеллина» прижилось в Европе как название тонкого белоснежного материала – до сих пор во многих странах Европы фарфор называют порцеллином (porcelain, porzellan).

      Импорт фарфора в Европу начался в XV веке после открытия морского пути в Индию. Название china фарфор получил благодаря распространению по другим путям – через Среднюю Азию и Ближний Восток, по названию китайской империи - Синь. Предположительно, название «фарфор» возникло благодаря переводу с китайского слова «императорский»: так, узбеки и туркмены называли лучшие изделия «фарфур», персы – «фархфур».

      Официально признанной датой основания завода Гарднера в Подмосковных Вербилках считается 1766 год, однако существуют источники, которые подтверждают, что фарфоровое производство существовало с  1750-х гг.

       

      Чашка подарочная с монограммой "SUK". Завод Гарднера, около 1775 г.

      Автор росписи И. Кёстнер. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. В 6,3 см, Д 7,0 см

      Иоахим Кёстнер - немецкий технолог и живописец по фарфору, работал на Майсенской мануфактуре, в 1775 - 1780 - в России.

      Выбор Вербилок был неслучайным и повлиял на историю предприятия. Слияние двух рек и окружающие леса не только гарантировали его энергетическую базу, но и обеспечили на многие годы сохранение в тайне секретов его производства. Завод был удален от промышленных и культурных центров и ограничен в возможности привлечь на постоянную работу профессиональных художников, лепщиков и других специалистов. Он должен был на месте растить своих мастеров и художников, искать искусных умельцев среди крестьян и жителей монастырских слобод.

      «Первое время на заводе был применен труд вольнонаемных рабочих, на более ответственные должности выписывали мастеров из заграницы, а простую рабочую силу набирали из крепостных от местных помещиков и отчасти удельных крестьян из Гжели». Глину сначала получали из Англии, которая «вскоре была заменена глуховской, залежи которой были открыты Гарднером». Ф.Я.Гарднер выстроил небольшой завод в Вербилках Московской г. Дмитровского у. в 85 верстах от Москвы на земле, купленной у кн.Урусова.

       

      Тарелка с прорезным бортом и изображением пышного цветочного букета.

      Завод Гарднера, Вербилки. 1780-е гг. Маркировка тарелки представляет оригинальную композицию из разных клейм:

      гарднеровской надглазурной литеры G и "майсенских" мечей со звездочкой, нанесенных надглазурным способом.

      В 1759 году Ф.Я.Гарднер отправился на поиски материалов для производства фарфора, объездив многие губернии. Он открыл в селе Полошках у помещика Соллежского советника Ивана Маркевича глуховскую, или белую глину, в Олонецкой губернии «фальшпат» и кварц, в Бронницком уезде Московской губернии для изготовления капселей серую гжельскую глину.

       

      Подставка. Завод Гарднера. Высота 17,7 см, 1760 - 1770 гг.

      В челобитной от 1765 года в Мануфактур-коллегию Ф.Я.Гарднер пишет, зная, что в России для «делания разной фарфоровой посуды фабрик еще не учреждено и ко удовольствию не размножено», а образцы тех людей, которые пытались это сделать, «с иностранными никакого сходства почти не имеют», он, «усердствуя пользе Российской империи по искусству [своему] в делании разной фарфоровой посуды, вознамерился таковую фабрику… завести и содержать и на оной делать разную фарфоровую посуду из российских материалов». Он обещает «впредь фарфоровою посудою … без вывоза иностранной всю Российскую империю удовольствовать… приводить ту фабрику в вящее размножение». Вскоре после получения положительного решения от Мануфактур-коллегии, Ф.Я. Гарднер купил имение у кн.Урусова, имеющее на р.Дубне и ее притоке р.Якоти «наилучшее для фарфорового заведения местоположение, изобилующее в богатстве лесов и прочего».

       

      Статуэтка "Коломбина". Завод Гарднера, 1770 - 1780-е гг.

      Фарфор, роспись надглазурная, полихромная. В. 16,5 см

      Первыми мастерами на заводе были иностранцы, выписанные из Саксонии. Основной рабочей силой были вербилковские крестьяне. Гарднер пригласил на свой завод И.Миллера, работавшего на Императорском фарфоровом заводе и знакомого с рецептурой фарфоровой массы Д.Виноградова. Благодаря этому Гарднер довольно быстро наладил производство высококачественного фарфора, соперничавшего с продукцией Императорского фарфорового завода.

       

      Чайная пара, завод Гарднера 1770 - 1780 гг.

      Чайная пара с декором в виде цветочной корзины, подвешенной на голубой ленте. Фарфор завода Гарднера 1770 - 1780-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, полихромная. В. чашки 4,9 см, Д. блюдца 13,6 см Для изделий завода Гарднера 1780 - 1790-х гг. был характерен декор с цветочной росписью в виде букетов, где доминировали роза и тюльпан, в мажорной цветовой гамме. Подвешенные на лентах цветочные корзины, заимствованные из европейских композиций и имеющие множество аналогий, также были распространенным мотивом гарднеровской росписи. На продукцию Гарднера второй половины XVIII в. оказал влияние стиль рококо.

       

      Тарелка, завод Гарднера 1800 - 1820 г. Д. 17,5 см

      В ранние годы своего существования завод Гарднер выпускал копии изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры, однако в 1780-е гг. здесь уже были созданы знаменитые орденские сервизы, тарелки которых выполнены в виде виноградных листьев. На заводе было выполнено четыре орденских сервиза - орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Алескандра Невского и Св.кн.Владимира. Подготовкой живописцев занимался приглашенный в первой половине 1770-х гг. немец И.Кестнер. Ему же поручались наиболее ответственные заказы. В частности, именно он создал первый в истории российского фарфора сервиз, посвященный военным успехам России - небольшой сервиз с росписью на тему победы России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

       

      Ординарная тарелка, завод Гарднера, 1780 - 1810 гг. Д. 23 см

       

      Сахарница от ординарного сервиза. Завод Гарднера, 1800 - 1825 гг. В. 12,3 см, Д. 16,9 см

      Орденские сервизы были выпущены по заказу Екатерины II и предназначались для ежегодных обедов при дворе кавалеров орденов Святых Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира и Георгия. Их изображения присутствуют в декоративном решении. Сервизы состояли из многих предметов - в составе каждого было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, - и использовались на протяжении почти полутора столетий на церемониях праздничных трапез, проводившихся при дворе в честь самых почитаемых российских орденов. Конечно, к ним выполнялись доделки, и предметы из этих сервизов иногда встречаются на аукционах.

       

      Блюдо из орденского сервиза с изображением ордена Александра Невского.

      Фарфор завода Гарднера, 1780 г. Размеры 9х25х27,5 см

       

      Тарелка в виде виноградного листа. завод Гарднера, 1780 - 1785 гг. Размер 25,5 см

      Отдельные предметы из орденских сервизов завода Гарднера, знаменитые «крылатые» чайно-кофейные сервизы 1820-1830-х гг. и отдельные чашки, выпущенные в первой половине XIX века, высоко ценятся коллекционерами антиквариата. В дальнейшем завод Гарднера выпустил такие шедевры декоративно-прикладного искусства, как серия посуды с портретами героев Отечественной войны 1812 года, оригинальные сервизы с карикатурами на армию Наполеона, знаменитая мелкая пластика.

       

      Чайник. Завод Гарднера в Вербилках, 1813 - 1820 гг. В.12,3 см, Ш. 18,0 см

      Фарфоровая чашка в начале XIX века служила "сувениром чувств", а также дорогим, часто парадным подарком, сделанным в знак почтения или из чести. "Именные" чашки составляли самую обширную часть фарфора, исполнявшегося по индивидуальным заказам. Со временем подарочный фарфор обрел общественное содержание, становясь носителем исторических фактов, что особенно проявилось в сувенирах эпохи наполеоновских походов. Эти предметы овеяны духом славы Отечества и напоминают о причастности к ней самого владельца. Таковы, прежде всего, чашки с портретами. С эпохи 1812 г. берет начало культ отечественных святынь, образов героев Отечества.  В фарфоре создается пантеон знаменитых личностей. На фарфоре портреты царей и полководцев писались по образцам многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр, включая даже примитивные, лубочного типа издания. Фарфор с портретом в частном быту был исключительной редкостью, со временем в связи с такой вещью возникала легенда о личном подарке от изображенного лица. Подобные истории неправдоподобны: сувениры войны с портретами Александра I, героев и полководцев заказывались и приобретались начиная с 1814 года и позже, уже после смерти многих из изображенных лиц. Сюжеты русского фарфора I трети XIX века включали в себя наполеоновские походы, войну 1812 года и современную моду.

       

      Чашка с блюдцем с портретом М.И.Голенищева-Кутузова. Завод Гарднера, 1813 год.

      В.чашки 6,3 см, диаметр блюдца 13,7 см Надпись: Князь Голенищев-Кутузов Смоленский.

      Наряду с уникальным фарфором завод Гарднера выпускал и массовую продукцию, отличавшуюся большим вкусом в декоративном оформлении и качеством фарфора. Серии скульптур - народных образов завода Гарднера широко известны. Самая значительная серия фигур, изображавшая разносчиков и ремесленников, была выпущена в 1810-1820-х гг. по мотивам гравюр «Волшебного фонаря» - книги «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию», изданной в Петербурге в 1817 году. Следующая серия была выпущена в 1830 г. Вторая серия отличается от первой формой постамента: в первой серии постаменты (плинты) были простыми, во второй серии использовались фигурные (рокайльные) плинты. В скульптурах серии "Волшебный фонарь" зачастую сохранялись многословные детали гравюр. В росписи часто использовалась синяя и зеленая краски, которыми расписывались сарафаны, мундиры, армяки без попыток передать натуральность ткани. Иногда золотом выделялись детали одежды или какой-либо предмет. Пропорции фигурок подчинены эстетике высокого классицизма: они более вытянутые и стройные, чем их графические прототипы. Завод Гарднера копировал национальные сюжеты и образы пластики ИФЗ: "Дети на коньках" ("Аллегория зимы"), "Водоноска" ("Девушка с коромыслом") по модели С.С.Пименова. Водоноску тиражировали в двух размерах и цветовых вариантах в синем и темно-красном сарафане, уподобленном античному хитону. Этот образ стал эталоном для гарднеровских мастеров при создании многочисленных фигурок крестьянских девушек. От модели ИФЗ сохранились постановка фигуры и классические складки сарафана, при этом менялись наклон головы и положение рук, вместо коромысла вводились другие "крестьянские" атрибуты.В дальнейшем выпускались скульптуры, изображавшие крестьянский быт. Более поздние работы сделаны из раскрашенного бисквита с реалистичной росписью. С 1820-х гг. на заводе Гарднера выпускались фигурки «Франтов» и «Франтих», одетых по моде соответствующего времени.

       

       

      Чашка с блюдцем, фарфор завода Ф.Гарднера (1)

       

      Чашка с блюдцем, фарфор завода Гарднера (2) 

      Чашка с блюдцем, фарфор Гарднера (3)

      Чашка с блюдцем фарфор Гарднера (4)

      Чашки с блюдцами (1) - (4) созданы на заводе Франца Гарднера в Вербилках

      в 1820 - 1840 гг. Размеры: (1) В. чашки 6 см, Д. блюдца 13,8 см, (2) В. чашки 6,6 см, Д. 13,6 см,

      (3) В. чашки 7 см, Д. блюдца 13 см, (4) В. чашки 8,5 см, Д. блюдца 15,8 см

      Особенно ценятся любителями старинного фарфора статуэтки  «Старого Гарднера», выполненные до середины XIX века. Статуэтки «Старого Гарднера»,  покрытые глазурью, в настоящее время встречаются крайне редко и в несколько раз превышают стоимость мейсенского фарфора этого периода. В одном из первых посланных на Мануфактур-коллегию отчетов, в котором сообщалось о положении дел на заводе, в перечне вырабатываемых изделий числятся фарфоровые фигуры. Выпуском фарфоровых "кукол" завод занимался на протяжении всей своей деятельности. Гарднеровские скульпторы начинали с копирования моделей немецких заводов. В наиболее популярных и ценимых русскими покупателями моделях менялись различные атрибуты, отчего иноземный образ становился ближе и понятнее.

      Гарднер очень быстро реагировал на все новое и актуальное, что, безусловно, сопутствовало успеху его продукции. В 1780-е гг. в моду стали входить фигурные сосуды. Гарднер предпринимает выпуск кружек в форме голов турка и турчанки. В них оригинальным образом переплелись и актуальная для страны турецкая тема (победы в русско-турецких войнах), и модная тенденция. К группе фигурных сосудов относятся и так называемые тоби. Тоби - это пивные кружки в виде стоящих или сидящих джентльменов - изобретение английских керамистов. Гарднер выпускал их в 1780-1830-х гг.

      В декоре фарфора первой трети XIX в. главенствующая роль отводилась золотой краске, которой писались орнаменты, рамки, окружающие миниатюры, выделялись отдельные детали формы или покрывалась вся поверхность предмета. Характерные элементы ампирного декора - пальметты, акантовые листья, розетки, военная арматура, связки музыкальных инструментов, лиры.

      Большое достижение этого времени - цветные фоны (синий, зеленый, сине-голубой). Особенно красивым было кобальтовое крытье, для изготовления которого требовалось большое умение.

      Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорировки фарфора. Помимо подглазурной и надглазурной росписи использовалась техника печати, цветные люстры, пластический декор в виде рельефных композиций. в середине века появилось золочение по мастичному узору. Тематика росписей была необычайно широка. Большое распространение получил портрет. Изображались знаменитые современники - герои Отечественной войны 1812 года, - дети, известные красавицы, типажные портреты из различных книжных и журнальных изданий, журналов мод. Значительное место занимали пейзаж и архитектурные виды городов (Петербурга, Москвы, Парижа). Их изображения составляли серии декоративных тарелок и сувенирных чашек. На фарфор копировались также произведения старых мастеров. Выпускался фарфор с военными сюжетами. В отличие от "военных" тарелок ИФЗ, роспись которых исполнялась по иллюстрированным изданиям, посвященным обмундированию российской армии, гарднеровские композиции восходят к гравюрам с рисунков французских художников, работавших в России в конце XVIII - начале XIX вв. и запечатлевших представителей казачьих войск с натуры.

      В круг жанровых росписей входили романтизированные сцены из жизни русских крестьян, а также типажные изображения представителей народов разных стран.

      Преобладание росписей на мифологические сюжеты было естественно для искусства ампира с его приверженностью к античной эстетике. К 1830-м гг. ампир как стиль постепенно угасает. Наступивший период историзма вызвал к жизни обилие новых форм и сюжетов, которые черпались в искусстве прошлых эпох. В гарднеровском фарфоре отразилось характерное для историзма увлечение готикой, что было связано с развитием романтизма. Готические мотивы просматриваются как в орнаментике, так и формах сосудов (готические капеллы, башни).

      Наиболее сильным оказалось влияние рококо - самого "фарфорового" из исторических стилей. В своем подражательном варианте, получившем название "второе рококо", сохраняя внешние признаки стиля - пластическую усложненность объемов, причудливые изгибы силуэта, C- и S-образные завитки, - оно утратило изящество и непринужденную легкость стиля XVIII века.

      В русле возрождаемого рококо завод выпускал фарфор в жанре шинуазри ("китайщина"), используя мотивы и формы дальневосточного фарфора.

      В 1860-е гг., после крестьянской реформы, высвободившей сотни тысяч крестьян, в России начался бурный промышленный подъем. При П.П.Гарднере (1828-1869) фарфоровый завод поступательно развивался, его владелец активно инвестировал средства в приобретение новой техники.  Выпускаемая посуда делилась на шесть сортов. Брак продавался коробейщикам, которые продавали его в деревнях. «Ординар», или рядовой фарфор, наиболее ходовой фарфор для простого населения, считался пятым сортом. Выше шли 4й, 3й, 2й сорта. На первый сорт выбирались лучшие вещи из второго сорта белья и назначались под самую лучшую живопись. Одна чашка первого сорта могла стоить в 20 раз дороже ординарной. Чайная посуда рассчитывалась дюжинами, или приборами. В «дюжину» входили 12 чашек с блюдцами и 4 «штуки» (чайник, сахарница, молочник и полоскательница). Наиболее распространенным украшением были букеты и гирлянды цветов. Крытье и обильная позолота порой не оставляли места для белизны. Производились товары для восточного рынка, в то же время выпускались эклектичные изделия по саксонским образцам.

       

      Кофейник и сахарница. Фарфор Завода Гарднер в Вербилках,

      1830 - 1850 гг. В. кофейника 21 см, сахарницы 12,7 см

      Фарфоровая пластика брала свои сюжеты из народной жизни. Традиции, заложенные в 1820-1830-х гг. великолепной пластикой на темы картин «Волшебного фонаря», получают дальнейшее развитие в сторону реализма. Уже в середине XIX века в фарфоровой скульптуре завода Гарднера преобладали изделия из неглазурованного бисквита. Яркий блеск красок сменился спокойными блеклыми тонами.

      Лучшими по качеству считались фарфоровые миниатюры завода Попова, который располагался в 40 верстах от Вербилок и был главным конкурентом Гарднеров. Мастера поповского завода были в значительной части бывшими иконописцами и игрушечниками из Сергиево-Посадских слобод. Многие мастера завода Попова перешли на завод Гарднера после упадка завода Попова в 1860-х гг. Формы завода Попова были выкуплены Иконниковым, конкурировавшим с Гарднером до 1879 года.

      В 1860-1870-х гг. на фарфоровом заводе Гарднера создается серия художественных бытовых статуэток, посвященных жизни крестьян и городских низов. В фарфоровой пластике нашли отражение и литературные образы. Это серия скульптур «Мертвые души», шаржи-портреты артистов Каратыгиных, писателей Булгарина и Греча, изображенные на бутылочных пробках. Серия статуэток из бисквита по своим художественным принципам перекликалась с народной тематикой картин художников-передвижников. Многие модели выполнялись по иллюстрациям М.Пикколо и книге А.П.Голицинского "Уличные типы".

       

      Крестьянские дети. Завод Гарднера, 1860-е гг.

      Бисквит, роспись полихромная, в рельефе. В. 12,1 см

      Статуэтки позднего периода, выполненные в технике «бисквит», встречаются довольно часто и до настоящего времени не представляют особой редкости. На сегодняшний день это практически единственный коллекционный материал гарднеровского завода, доступный широкому кругу собирателей старины. Однако в последние годы, в связи с ростом интереса к этим вещам, появилась масса подделок как современных, так и 40-50летней давности. Поэтому при приобретении любой бисквитной статуэтки Гарднера необходимо быть предельно внимательным.

       

      Пляшущая крестьянка. Завод Гарднера, последняя четверть XIX века.

      Бисквит, роспись полихромная, в рельефе. В. 23,4 см

       

      Подсвечник в виде фигуры девушки с корзиной ягод.

      Завод Гарднера, последняя четверть XIX века. По модели Шписа 1860-х гг.

      Бисквит, роспись полихромная, в рельефе. В.25,0 см

      Марка Гарднеров служила эталоном для большинства русских производителей фарфора, он был образцом для подражания, а на рубеже XX века стал ценной жемчужиной в короне Товарищества фарфорово-фаянсового производства, созданного С.Т.Кузнецовым. В 1891 году завод Гарднера был продан М.С.Кузнецову.

       

      Вазочка декоративная. Завод Товарищества М.С.Кузнецова в Вербилках,

      1900-е гг. Бисквит, рельеф. В. 21,3 см

      Изделия завода и в прошлом, и в наши времена не раз отмечались самыми высокими, в том числе международными, наградами. На фарфоровом заводе Гарднера вырабатывался фарфор высокого качества, не уступавший лучшим иностранным образцам. В ассортименте гарднеровского фарфора была столовая и чайная посуда, декоративные вазы, туалетные принадлежности (шкатулки, флаконы, коробочки), статуэтки. Завод считался лучшим в России, его фарфор всегда пользовался неизменным спросом. К концу 1880-х - 1890-х гг. производство оказалось неконкурентноспособным, и завод был продан "Товариществу М.С.Кузнецова". Изделия Гарднеровского завода настолько пользовались спросом и авторитетом в России и за рубежом, что и после приобретения фабрики М.С.Кузнецовым в 1891 году новый владелец сохранил старое клеймо на всей продукции. При советской власти до 1920-х гг. в клейме фарфора сохранялось имя бывшего владельца знаменитого фарфорового завода.

      Сегодня бывший фарфоровый завод Гарднера,  а затем Кузнецовых в Вербилках - это объединение «Фарфор Вербилок», одно из ведущих предприятий в фарфоровой отрасли. Село Вербилки прославило имя Гарднеров и стало «фарфоровым городком», одним из ведущих центров по производству художественного фарфора в России на протяжении двухсот с лишним лет.

      Марки фарфора завода Гарднер в Вербилках XVIII - XIX вв. (раздел в разработке)

       

      Марки Дмитровского фарфорового завода с 1921 г.

       

       

      Источники:

      • Переятенец В.И. Русский антиквариат. – СПб.: «Паритет», 2003
      • Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я.Гарднера. Изд.дом "Авангард". 2005
      • Родионов А.М. Марки русского фарфора: Практическое руководство для собирателей. – К.: Издательский дом «Стилос», 2005
      • Русский художественный фарфор XVIII - первой трети XX века в собрании Рыбинского музея-заповедника. ЗАО "ИПК Парето-Принт". Тверь. 2010.
      • Venalainen posliini. Elina Anttila. Vera Saarelan saatio. Lonnberg Print. Helsinki 2008
      • Русский фарфор пушкинской эпохи. Из собрания ГИМ. М.А.Бубчикова. Изд. "Галарт". М. 1997
      • А.Трощинская. Русский фарфор эпохи классицизма. Москва. 2007
      • И.Пелинский, М.Сафонова. Советский фарфор 1917 - 1991: иллюстрированный каталог-определитель с ценами. ИД "Любимая книга". М. 2011.
      • Фарфор в России XVIII-XIX веков. Завод Гарднера / Альманах. Вып.34. СПб: Palace Editions. 2003
      • Форум сайта antique-salon.ru

       

      На Главную >

       

    • Императорский фарфор ИФЗ
    • Фарфор Виктории Смирновой
    • Золотой век русского фарфора и стекла
    • Фарфор Дулево
    • Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных
    • Корниловский фарфор: фарфор завода Корниловых
    • Фарфор мастерской Елены Сауриной
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»