Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Зарубежный фарфор
    • Фарфор Hollohaza (Венгрия)
    • Фарфор SP Dresden (Германия)
    • Фарфор Meissen (Германия)
      • История фарфора Meissen: Кендлер и его скульптуры
      • О компании Meissen
      • История фарфора Meissen: керамика и фарфор Беттгера
      • Керамика Беттгера и фарфор Беттгера из Майсена

        «Есть три сущности, благодаря которым людей можно
        заставить возжелать тот или иной предмет, что иначе
        им был бы бесполезен: красота, редкость и та стоимость,
        которая приписывается этим качествам.»
         Иоганн Фридрих Беттгер

        Начало Дрезденской коллекции фарфора было положено правителем Саксонии Фредериком Августом I. (1670-1733), известным как Август Сильный, коронованным Августом Вторым, Королем Польским и Литовским в 1697 году. Уже тогда его интерес к восточному фарфору был очень силен. Правитель тратил большие средства на новые приобретения для своей коллекции. Это не всегда находило одобрение при дворе. Энтузиазм, с которым Король приобретал все восточное и экзотическое, был частью всеобщего восхищения предметами из Китая, в те времена очень модными при всех дворах Европы. Наряду с Августом Сильным страстными коллекционерами были Регент Франции Герцог Филипп II Орлеанский, Луи-Анри Принц Конде, а также София Шарлотта, супруга Короля Пруссии Фридриха II. Около 1703 года ею был обставлен фарфоровый кабинет во дворце Шарлоттенбург, превосходящий по великолепию, размеру и качеству экземпляров все остальные коллекции того времени.

        В 1717 году Август Сильный приобрел Голландский Дворец на Эльбе в Дрездене специально для представления своей величественной коллекции китайского и японского фарфора и фарфора королевской фарфоровой мануфактуры Meissen, основанной в 1710 году.

        Когда Август Сильный стал Правителем Саксонии в 1694 году и Королем Польским в 1697 году, Саксония была одним из самых развитых регионов Германии. Последствия Тридцатилетней войны были практически преодолены, и начался расцвет торговли и производства. Китайский и японский фарфор играл значительную роль в Европе в эпоху барокко. Регулярные поставки товаров с Дальнего Востока и некоторые сведения о жизни в восточных странах возбуждали восхищение европейцев. Кроме того, фарфор позволял демонстрировать значение обладателя и удовлетворял страсть аристократов к эффектности. Фарфор к тому же обладал и большими практическими преимуществами – он не имел привкуса и медленно нагревался.  По этой причине в скором времени фарфор стал необходимым материалом для изготовления сосудов для чая, кофе и горячего шоколада. Те, кто мог позволить себе приобретение фарфора, осознавали его ценность при применении в быту и знали об утонченности и изысканном вкусе, отличающих обладателя фарфора от остальных людей.

        Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдаленно напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. В производстве фарфора, как и в производстве керамики, целью служит создание как можно более твердого, плотного материала.

        В Европе твердым фарфором (Porcelain) называется прошедшая сильный обжиг керамика, прозрачная на просвет. В Китае любая керамика, прошедшая обжиг при достаточно высоких температурах и звенящая при постукивании, называется фарфором. На практике между этими двумя определениями разница небольшая, поскольку любая достаточно звонкая по китайским меркам посуда, будучи достаточно тонкой, будет и полупрозрачной.

        Иоганн Фридрих Беттгер  (1682 – 1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию “rothes Porcelain” (красного фарфора) – тонкой керамики. Опыты проводились в местности, где еще с 1400-х гг. наблюдался расцвет керамического производства, а в Саксонии, в Диппольдисвальде, уже производился обжиг керамики при температуре 1200-1300 С. Наверно, именно поэтому опыты Беттгер начал именно в этом районе. Над дверью своей лаборатории Беттгер написал "Бог наш Творец превратил того, кто создает золото, в горшечника" (Gott, unser Schöpfer hat gemacht aus einem Goldmacher einen Töpfer).

        Беттгеровская керамика получила свое название только в XX веке. Поначалу сырье поставлялось из окрестностей Дрездена. Предполагается, что смесь состояла из трети глины, добывавшейся неподалеку от Grosser Garden, и двух третей болюса. Природный оксид железа добавлялся для придания большей интенсивности красно-коричневому оттенку. Впоследствии сырье поставлялось и из других районов. После высокотемпературного обжига получалась плотная керамика с оттенком от светлого до темного красно-коричневого цвета. Высокая твердость материала, прошедшего обжиг, предполагала, что с ним можно обращаться как со стеклом или драгоценными камнями – т.е., полировать, гранить, резать. Эти методы обработки поверхности материала и его характерный оттенок привели к тому, что он стал ассоциироваться с полудрагоценным камнем, добывавшимся в этом районе, и современники дали ему название “Jaspisporcelain” (яшмовый фарфор).

        Однако настоящий фарфор еще предстояло открыть. Химии как науки в ее современном понимании еще не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырье для производства керамики еще не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчетов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.

        Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию “rothes Porcelain”, поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

        Смесь, которую называли “Versatz” («закладка»), состояла из половины каолина, белого оксида алюминия, который не плавится, четверти полевого шпата, который служил в качестве плавня, и четверти кварца. До 1724 года вместо полевого шпата использовался алебастр. Фарфоровая смесь – тягучий материал, после придания формы он нуждается в сушке на воздухе. Затем фарфор дважды проходит обжиг. Первый, бисквитный, обжиг, производится при 900С, во время первого обжига фарфоровая масса уплотняется, а во время второго обжига становится стекловидной. Во время второго обжига при 1350-1450С плавень обтекает каолин, остающийся во время обжига твердым, и входит в его поры. В результате этого процесса каолин сгущается. Глазурь, состав которой похож на состав фарфора, но в жидкой форме, наносится перед вторым обжигом и во время обжига вплавляется в поверхность.

        Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твердый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

        Вместе с Беттгером над созданием твердого европейского фарфора трудились эксперты и ученые различных специальностей. Европейский твердый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики. Johann Kunckel (1630 – 1703) – алхимик, химик, стеклодув и изобретатель золотисто-рубинового стекла. Во многом благодаря ему Беттгер стал алхимиком. Несмотря на мистико-астрологическое наследие, алхимия была важной эмпирической наукой и предоставляла большой экспериментальный фундамент. Кроме лженаучных течений – например, искусственного создания золота, находившегося в расцвете около 1700 года, - мы благодарны алхимии за открытие некоторых веществ и развитие методов и инструментов, применяемых в современной химии, особенно в области фармацевтики.

        Ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаус (Ehrenfried Walter von Tschirnhaus, 1651 – 1708 гг.) также сыграл значительную роль в жизни Беттгера, отговорив его от продолжения опытов по созданию золота и в мае 1706 года привлек его внимание к открытию тайны фарфора. Благодаря ему Беттгер прекратил обычные опыты и начал серию систематических научных экспериментов. Чирнгаус внес важный вклад в теоретический фундамент в отношении изобретения фарфора и определении каолина как необходимейшего элемента для производства фарфора.

        Готфрид Пабст фон Огайн (Gottfried Pabst von Ohain, 1656 – 1729 гг.), государственный контролер горной промышленности, эксперт по металлургии, плавлению металлов и горному делу,  и пятеро его помощников - горняков и рабочих плавильного завода, выбранные фон Огайном, - помогали Беттгеру. С 1701 года фон Огайну было приказано наблюдать за Беттгером и предоставлять ему необходимое лабораторное оборудование и образцы почвы и горных пород.

        Иоганн Фридрих Беттгер родился в Шлайце 4 февраля 1682 года. В 1696 году он стал учеником берлинского фармацевта Фридриха Цорна (Friedrich Zorn, 1643 – 1716 гг.) Став ремесленником в возрасте 19 лет, он произвел эксперимент по «превращению» (имеется в виду алхимическая теория превращения основных металлов в драгоценные металлы) в доме Цорна. Это вызвало переполох. Цорну пришлось заявить об этом Прусскому королю Фридриху I и передать ему золотые самородки Беттгера. 26 октября 1701 года Беттгер бежал – возможно потому, что он боялся, что его неспособность получить золото станет известна, - и 30 октября прибыл в приграничный саксонский город Виттенберг. Спустя всего два дня, 1 ноября 1701 года, Пруссия запросила его выдачу, против которой Беттгер с успехом подал прошение Августу Сильному 3 ноября. Впоследствии он стал пленником короля.

        Приблизительно до 1704 года он продолжал свои алхимические опыты – с невеликим успехом. В это время его контролировал фон Огайн и Михаэль Немиц (Michael Nemitz, 1670 – 1739 гг.). Только в 1704 году король лично встретился с Беттгером и в том же году Беттгер познакомился с Чирнгаузом, ставшим его другом и человеком, которого Беттгер любил и уважал, как родного отца. Если бы не Чирнгауз, Беттгер, возможно, так и не занялся бы фарфором.

        Опыты по керамике в содружестве с Чирнхаузом начались в сентябре 1705 года, когда Беттгер работал с пятью горняками из Freiberg в Альбрехтсбурге (Albrechtsburg) в Майсене. В то же время, в 1706 году Пабст фон Огайн и Чирнгауз работали в разных лабораториях. Технологические аспекты изготовления Беттгеровской керамики были, скорее всего, ясно поняты и решены в 1708 году. К этому времени король, скорее всего, уже осознал, что производство фарфора было гораздо более прибыльно с экономической точки зрения, чем эксперименты по «созданию золота», так и не принесшие результата.  В мае 1706 года Беттгер и его помощники из Фрайберг были перевезены в Замок Konigstein на целый год и 17 дней, чтобы защитить их от шведской армии, которая вторглась в страну. Когда шведы ушли из Саксонии в июне 1707 года, Беттгер возобновил свои алхимические и керамические опыты в Jungfernbastei в замке Дрездена. Эти опыты привели к некоторым положительным результатам в октябре и ноябре: улучшение красной керамики и первые удачные эксперименты с белым твердым фарфором.

        Теперь развитие было невозможно остановить. В конце декабря 1707 года было произведен успешный опытный обжиг белого фарфора. Впоследствии Беттгера держали под более строгим военным наблюдением. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. Однако 11 октября 1708 года умер фон Чирнгауз, его смерть огорчила короля, а Беттгер был буквально уничтожен смертью единственноого человека, который верил в его успех. Беттгер работал на износ. Огонь в его печи горел столь жарко, что грозил поджечь весь город. Король, рискуя здоровьем, присутствовал при обжиге, настаивая на том, чтобы видеть, как первый фарфор достанут из печи. 

        К марту 1709 года Беттгер решил проблему глазурования, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. Технические проблемы создания фарфора были решены, но Беттгер не чувствовал удовлетворения, поскольку он намеревался придать художественную форму красному и белому фарфору. Записи 1708 года показывают, что были наняты скульптор, резчик по стеклу и гончар, а затем большое количество художников, глубоко уважаемых в наши дни – например, Martin Schnell (1675 – ок. 1740 гг.), работавший при дворе с лаком, работал на мануфактуре, и тогда же на ней работало много резчиков по стеклу, шлифовщиков, художников, гончаров, золотых и серебряных дел мастеров.

        Управление мануфактурой было поручено Иоганну Якобу Ирмингеру (Johann Jacob Irminger, 1635 – 1724), дрезденскому придворному золотых дел мастеру. Многие скульпторы из Дрездена заинтересовались новым материалом и с радостью опробовали его с художественной точки зрения, что доказывается большим количеством фигур и рельефов работы Balthasar Permoser (1651 – 1732), Benjamin Thomae (1682 – 1751), Paul Heermann (1673 – 1732), Johann Joachim Kretzschmar (1677 – 1740), Johann Christian Kirchner (1691 – 1732) и Francois Coudray (1678 – 1727).

        В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. С 1710 года были предприняты усилия для решения проблемы подглазурного декорирования фарфора синей краской, но опыты завершились успехом только в 1719 году. Цель опытов – майсенский фарфор должен был напоминать китайский фарфор.

        Основание 6 июня 1710 года фарфоровой мануфактуры в Альбрехтсбурге, Майсен, отметило систематическое продолжение этой линии развития и было днем рождения этой известной фарфоровой мануфактуры. Уже в 1713 году белый фарфор можно было приобрести в Лейпциге и слава Майсенского фарфора начала распространяться.

        Беттгер не хотел бросать занятия алхимией и 20 марта 1713 года произвел «опыт перекрашивания» в присутствии короля, получив каким-то образом королек золота и серебра. Оба предмета до сих пор выставляются в фарфоровой коллекции в Дрезденском Цвингере.

        Летом 1713 года Беттгер серьезно заболел. Он так и не поправился, поскольку, скорее всего, он страдал от симптомов отравления. Ведь он постоянно обращался с высокотоксичными материалами – такими, как мышьяк и ртуть и всеми их химическими соединениями.  Кроме того, он постоянно дышал угарным газом, работая с печами, и вел не совсем здоровый образ жизни. Но он был очень рад своему освобождению 19 апреля 1714 года, дарованному королем после 13 лет заключения, и переводу мануфактуры на его имя в декабре того же года. В 1716 году его здоровье быстро угасло. Он умер в возрасте 37 лет 13 марта 1719 года в Дрездене, и похоронен на кладбище, которое более не существует.

        По повелению короля поместье Беттгера было опечатано. Когда умер Беттгер, король был в Варшаве. Никаких изменений не должно было случиться до его возвращения в Дрезден. Некоторые документы Беттгера перешли во владение самого короля. Документы и оборудование, важные для мануфактуры, были переданы Мельхиору Штайнбруку (Melchior Steinbruck, 1673 – 1723 гг.), зятю Беттгера и инспектору мануфактуры, отметившему быстрый склад ума Беттгера в отношении математики и естественных наук  и то, что столь талантливые люди рождаются лишь раз в сто лет.

        После кончины Беттгера в 1719 году комиссия произвела осмотр мануфактуры и выработала успешную концепцию улучшения ее неудачного финансового и экономического состояния. С июля 1720 года мануфактура впервые стала финансово независимой.

        Ранняя Беттгеровская керамика и фигуры из Беттгеровского фарфора были копиями китайских предметов.

        В 1709 году Беттгер пообещал королю использовать несколько огнеупорных эмалей. Решить эту проблему оказалось весьма трудно. Было необходимо найти правильную смесь эмали и фарфора, а также изобрести правильный процесс обжига. Лишь в 1717 году первая небольшая чаша с подглазурным синим декором была представлена вниманию Августа Сильного, а около 1720 года посуда с подглазурным синим декором обжигалась уже без существенных потерь.

        Уже 30 июля 1708 года упоминается гранильщик стекла, работавший при мануфактуре Meissen, а 5 сентября упомянут и полировщик стекла. С 1710 года для Meissen работали уже 8 гранильщиков и полировщиков стекла и 12 для Dresden.Оплата труда богемских стеклорезов оценивалась ниже, а большее количество сосудов отвозилось туда для декорирования. Помощники рабочих из Dresdner Niederlage отвечали за полировку основания и за подгонку крышек.

        На весенней ярмарке рекламировались изделия из красной керамики Беттгера с водостойкими украшениями из золота, серебра и эмали в стиле самых красивых лаковых работ из Японии. Эти изделия принадлежат к весьма особому виду керамики Беттгера. Они покрыты толстым слоем слегка блестящей эмали темно-синего или коричневатого оттенка черного цвета.  Для этой глазури применялись различные смеси с диоксидом марганца или кобальтом, с которым гончары, возможно, были знакомы. Этот тип глазури мог использоваться для керамики низкотемпературного обжига – чтобы сделать ее водостойкой, а также предоставлял возможность использования различных форм украшения керамики высокотемпературного обжига. Мода на все китайское начала XVIII века играла важную роль в этом виде декорирования. Роспись на сосудах ясно напоминает японские лаковые работы, широко импортировавшися в Европу в те времена. Формы сосудов часто имеют сходство с дельфтской керамикой (фаянсовой посудой), изделия из которой, в свою очередь, основывались на восточном фарфоре и характерны для этой группы покрытой черной глазурью керамики.

        До 1715 года создавались сосуды с двойными стенками, внешние стенки которых были украшены резьбой. Йоганн Якоб Ирмингер, работавший на мануфактуре с 1710 года и создавший многие интересные формы, лишь перенял принцип изготовления таких сосудов от китайских образцов. Сам процесс вырезания узора и процесс обжига были невероятно трудоемкими. В результате из обжига выходили предметы с браком, а их производство было прекращено после 1715 года.

        Производились и столовые приборы из Беттгеровской керамики. До наших дней дошло лишь несколько таких предметов.

        В 1710 году по случаю ярмарки была выпущена реклама сосудов из беттгеровской керамики, покрытых темной глазурью, которая была покрыта надрезами, благодаря которым становился виден оригинальный красный цвет этого материала.

        Лишь около 1730 г. появились характерные майсенские чайники с высоко поднятыми носиками. До этого времени производились чайники по восточным образцам, в частности, по образцам эпохи Мин (конец XV века), для современного взгляда больше похожие на вазы с ручкой и носиком.

        Мастерами Meissen к 1713-1715 году выполнялись изделия из невероятно тонкой керамики, например, чаши для охлаждения. С 14 мая 1710 года производилась керамика Беттгера с «угловыми гранями». Этот декор, похожий на ромбовидную чешую, исполнялся при помощи большого и широкого гранящего круга. Впервые механическая технология обработки, используемая для украшения стекла, была применена в керамике.

        Существовали и такие разновидности керамики Беттгера, как железный фарфор (Eisenporzellan), отличавшийся цветом поверхности. В наши дни достоверно неизвестно, как изготавливался железный фарфор. В XIX веке возникли предположения, что для получения изделий с графитовым или железным блеском использовалась глазурь, содержавшая молибден. Позже серые предметы стали считать пробными, получившими дефект при обжиге, основываясь прежде всего на докладе инспектора мануфактуры Стайнбрука, написавшего в 1717 г. о предметах с серым покрытием, которое сошло после полировки и было приписано инспектором к недостаточному опыту в процессе обжига, однако была  им отмечена и привлекательность: при совсем небольшой полировке предметы напоминали природный камень.

        Самые красивые эффекты достигались в результате полировки керамики Беттгера, придававшей последней блеск и цвет материалу. Сравнение этого искусственно созданного материала, тонкой керамики, с драгоценными каменьями и создало общепринятое название «яшмовый фарфор».

        После того, как стало возможным выпускать фарфор Беттгера лучшего качества, модели этих предметов прежде проходили испытания и выполнялись из керамики Беттгера. Одновременно или практически один за другим создавались сосуды из обоих материалов. Таким образом, Йоганн Якоб Ирмингер, дизайнер керамики Беттгера, создавал и дизайн фарфоровых сосудов. Различия в эффектах, получаемых этими двумя материалами, поразительны. Контуры листьев, флеронов и горизонтальных линий четкие, немного размытые за счет глазурования фарфора. Эти сосуды четко отражают стиль обработки золотых и серебряных предметов того времени.

        В отчете в 1717 году о состоянии дел на фарфоровых мануфактурах Саксонии Штайнбрюк  отмечает, что обжиг более не является чем-то вроде азартной игры – поскольку все большее количество предметов из коричневого и белого фарфора покидают печи без брака. Цвета, формулы которых было обещано найти еще в 1709 году, все еще отсутствовали, но предметы украшали весьма привлекательным декором, напоминавшим перламутр или опал. Эта перламутровая глазурь была декором в стиле надглазурной росписи, и предметы с такой глазурью (в наши дни она называется «Boettgerluester», а в XVIII веке она состояла из пурпура, полированного золота и эмалей) весьма редки и поэтому драгоценны. Оттенки декора изменяются от нежно-розового и малинового до бледно-пурпурного, а украшения чуть мутные и покрытые пятнышками. Художник готовил смесь и сам, основываясь на своем опыте, решал, в какой пропорции смешивать цвета. Позднее этот декор использовался для создания эффекта блеска. Среди первых красок, использовавшихся в росписи майсенского фарфора уже в 1715-1720 гг., были железная красная и “Schwarzlot”, черная эмаль, создававшаяся путем добавления оксида железа в глазурь, содержавшую свинец. Они давали чистый эффект, а художники получали возможность создавать украшения фарфора на ранней стадии.

        Многие предметы, выпущенные после 1712 года, декорированы позднее. Тогда еще не существовало эмалей для росписи изделий из фарфора, и для этих целей использовалась мастика. Мастика – особая смола, используемая, например, в производстве лака. Добавляя растворители и пигменты в смолу, получали краски, похожие на масляные краски, которые, конечно, не были столь же стойкими, как те, которые подвергались обжигу. Во многих случаях от этих росписей остались лишь следы, а сама роспись в XVIII веке выглядела гораздо ярче. Одним из опытнейших художников по изделиям из серебра, золота и эмали был золотых дел мастер Georg Funcke (с 1692 в Дрездене до 1727 г. в архивах Meissen), сведения о котором хранятся в архивах мануфактуры с 1713 года. Эмали использовались в украшении стекла и ювелирных изделиях еще до того, как их начали использовать в декорировании фарфора. На стекло или металл накладывался подцвеченный плавень и сплавлялся с ним при помощи обжига. Эта технология не принесла значительных результатов при декорировании фарфора. По этой причине цвета зачастую немного тусклые, с недостатком блеска, прозрачности и чистоты, свойственных более поздним краскам Герольдта. Кроме эмалевых росписей на накладные листья или на всю внутреннюю  поверхность фарфоровых сосудов для чая и пива наносились золото или серебро. Еще один вид украшения фарфора – узоры из нежных гирлянд на стенах сосудов. Металлические красители обжигались и, таким образом, были долговечны. Из-за окисления серебряные узоры почернели, и только золото сохранило свой блеск. Этот вид декорирования был среди немногих видов надглазурной росписи, которые были освоены в те дни.

        По всей вероятности, одной из первых скульптур, созданных из керамики Бетгера, была фигура Августа Сильного. Скорее всего, ее создал Johann Joachim Kretzschmar, бывший до 1712 года в учениках Balthasar Permoser (1651-1732), прибывшего из Флоренции в 1689 году, назначенного придворным скульптором. За более чем сорок лет он создал предметы, впечатляющие качеством, количеством и артистическим влиянием. J. J. Kretzschmar создал множество фигур для Цвингера. Около 1711 года Пермозер создал медальон из керамики Бетгера на основе рельефа из слоновой кости 1691/92 г. На этом медальоне изображен Йоганн Георг IV (1668-1694), правивший с 1691 по 1694 и умерший от оспы. Таким образом, неожиданно на трон взошел его брат, впоследствии звавшийся Августом Сильным. Пермозер, предположительно, создал и рельеф с изображением головы Святого Петра, возможно, по мотивам мраморного рельефа XVII века из коллекции Stadtmuseum Bautzen.

        В музеях сохранились копии римских скульптур, созданных из керамики Беттгера. Работы по классическим моделям приписываются Paul Heermann, который в 1700 г. создавал копии классических скульптур в Риме по просьбе Августа Сильного. В 1705 году он стал придворным скульптором Августа и реставратором классической антикварной скульптуры. В архивах мануфактуры содержится счет, подтверждающий, что Heermann работал для Meissen. Под наблюдением Paul Heermann, возможно, были созданы несколько копий бюста младенца в обоих материалах.

        Фигуры и рельефные изделия обычно не выполнялись из фарфора, поскольку блеск глазури не лучшим образом сказывается на эффектах предмета. 

        Источники информации:

        • Государственные коллекции предметов искусства Дрезден. КОЛЛЕКЦИЯ ФАРФОРА. Путеводитель по постоянной коллекции в Дрезденском Цвингере. 1998 г.
        • A Little Dictionary of Porcelain, Herend

         

      • Новости фарфора Meissen
      • Новости фарфора Meissen (архив 2006-2008)
      • История фарфора Meissen: декорирование фарфора, Й.Г.Герольдт
      • История фарфора Meissen: подделки и имитации фарфора XVIII века
      • История фарфора Meissen: скульптура из фарфора XVIII век
      • История фарфора Meissen: триста лет мейсенскому фарфору
      • История фарфора Meissen: мейсенский фарфор периода Марколини
      • Изобретатели европейского фарфора: Фон Чирнгауз
      • Meissen для туристов
    • Фарфор Weimar
    • Венский фарфор Augarten
    • Фарфор Atelier D Art de Limoges
    • Antique Alive: селадоновый фарфор, предметы интерьера
    • Фарфор KPM (Германия)
    • Фарфор Deshoulieres (Франция)
    • Фарфор Herend (Венгрия)
    • Японский фарфор Noritake
  • фарфор
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»