Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
    • Вопросы по фарфору
    • Агитационный фарфор
    • Англо-русский словарь фарфора
    • Профессиональный фарфор
    • Специализированные выставки фарфора
    • Тематические экскурсии
    • Фарфор - лучший VIP подарок
    • Рынок фарфора: предпочтения потребителей
    • Керамика и фарфор: атрибуция и определение качества
    • Японский фарфор
    • Фарфоровая посуда
    • Китайский фарфор
    • Москва для ценителей фарфора
    • Марки и клейма фарфора
    • Фарфор: хранение, уход, реставрация
    • Аукционы, антикварные салоны
    • Коллекции фарфора и посуды в музеях России
      • Выставки фарфора в музеях России
      • Архив выставок фарфора 1
      • Архив выставок фарфора 2
      • Кусково - Государственный музей керамики
      • Единственный в России Государственный музей керамики в Кускове

             

        Купить фарфор >

             В старинной усадьбе графов Шереметьевых Кусково находится еще один музей, коллекции которого известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Это Государственный музей керамики (ГМК) - единственный специализированный музей в России, где собраны произведения керамики, фарфора и стекла многих стран Европы и Востока с древнейших времен до наших дней. Коллекции западноевропейского и русского фарфора, стекла и керамики, работ современных российских художников относятся к числу наиболее значительных в России.

             История создания Музея керамики достаточно драматична и типична для первых лет советской власти. Он был создан в 1919 году на основе национализированной в конце 1918 года лучшей в Москве коллекции русского фарфора А.В. Морозова и в течение 10 лет находился в особняке коллекционера в Подсосенском переулке возле Покровки. Алексей Викулович Морозов ( 1857-1934), так же как и не менее известные его родственники-коллекционеры и меценаты Михаил и Иван Абрамовичи, Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы, принадлокал к четвертому поколению клана владельцев крупнейших текстильных предприятий и миллионных состоянии, значительная часть которых тратилась на меценатство, благотворительность и коллекционирование. Новое поколение Морозовых состояло из людей хорошо образованных, и не только в сфере естественнонаучных и технических знаний, но нередко и в области гуманитарных наук. Многие из них сохранили приверженность старообрядческой вере, но при этом стали «русскими европейцами», часто ездили в Европу по делам предприятий, одевались в Англии, заказывали фамильные сервизы на европейских фарфоровых заводах и, увлекаясь искусством, становились завсегдатаями художественных аукционов и галерей. Все Морозовы были дружны с профессурой Московского университета, с широкими художественными кругами, в том числе с такими выдающимися художниками, писателями и деятелями искусства своего времени, как Врубель, Левитин, Чехов, Шехтель, Станиславский... Они не просто приобщались к высокой культуре, но сознательно стремились найти в ней свое место и оставить заметный след. И в наши дни Морозовы известны прежде всего как меценаты, благотворители, замечательные коллекционеры.

         Алексей Викулович Морозов 1857-1934

            Алексей Викулович Морозов 1857-1934

             

             Собирательство стало главным делом жизни А.В. Морозова. Будучи старшим сыном в семье, он, выполнив после смерти отца все пункты его завещания, совершенно отошел от дел, не имел своей семьи и, по его собственным словам, «с увлечением долго сдерживаемой страсти предался коллекционерству, составлению систематических собраний русской старины исторического и художественного значения». С самого начала А.В. Морозов стал действовать как профессионал, как знаток, не поддаваясь соблазну «брать все подряд или гоняться за раритетами». Были определены три основных направления коллекционирования: русские гравированные портреты, иконы и русский фарфор; к этому следует добавить русское стекло и серебро ХVIII века. Четко поставленная цель, неутомимость в поисках нужных произведений, работа с антикварами, посещение зарубежных аукционов и знакомство с различными собраниями дали замечательные результаты. Несмотря на то, что Морозов начал систематически собирать вещи сравнительно поздно, к началу 1910-х годов он обладал тремя уникальными собраниями, два из которых - русских гравированных портретов и фарфора - не имели себе равных. 

             Свою коллекцию русского фарфора сам владелец охарактеризовал как «выдающуюся по полноте и историко-бытовому значению». Он поставил себе цель представить в своей коллекции самую широкую картину истории русского фарфора во всем ее многообразии. В 1918 году коллекция насчитывала более 2600 произведений.

             Полнота и высокий художественный уровень коллекции А.В. Морозова действительно впечатляют. В ней присутствуют уникальные изделия Императорского фарфорового завода (ИФЗ) ХVIII века, всегда особенно высоко ценимые собирателями, в том числе несколько редчайших предметов елизаветинского времени. Особенно ценным является подбор фарфора завода Гарднера ХVIII века. В эту коллекцию вошли различные предметы столовой и чайной посуды, знаменитые гарднеровские двойные солонки с фигурами и кружки в виде голов турка и турчанки, обширное собрание фарфоровой скульптуры.

             Широчайшая перспектива истории русского фарфора ХIХ века в собрании Морозова не может не вызвать восхищения. Трудно перечислить хотя бы самые замечательные экспонаты. Это первоклассные произведения Императорского фарфорового завода, созданные в ХIХ и в начале ХХ века, в том числе большие дворцовые вазы с копиями картин из собрания Эрмитажа и предметы из различных придворных сервизов, чайно-кофейные наборы и отдельные чашки с сюжетной росписью, туалетные флаконы и медальоны с портретами царствующих особ.

             Разнообразно представлен фарфор всех крупнейших частных заводов - Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Корниловых, а также многочисленных заводов Гжели, редкие изделия ранних подмосковных фабрик и малоизвестных производств. Почти все самое интересное и значительное, созданное на том или ином заводе, непременно присутствовало в морозовском собрании. Прекрасная коллекция изделий подмосковных предприятий - одна из основных особенностей не только морозовского собрания, но и Музея керамики в целом.

             Не имеет себе равных собранная Морозовым коллекция русской фарфоровой пластики практически всех известных отечественных предприятий, начиная от ранних изделий ИФЗ и завода Гарднера и заканчивая авторскими работами художников начала ХХ века, включая первые произведения советского периода. В нее входят не один десяток фигур из серий «Народы России», созданных на ИФЗ в конце ХУШ века по моделям Ж.-Д. Рашетта, работы ведущих скульпторов ХIХ столетия - С.С. Пименова и А.К. Шписа, знаменитые скульптурные композиции художника К.А. Сомова начала ХХ века и портретные фигуры прославленных артистов А. Павловой, Т. Карсавиной, Л. Собинова, созданные скульптором С.Н. Судьбининым. Особенно впечатляют полнота и высокий художественный уровень коллекции фарфоровой пластики подмосковных заводов. В коллекции собраны сотни экземпляров скульптурных произведений завода Гарднера, отличавшегося постоянной приверженностью русской теме. Выполненные мастерами этого завода фигуры различных социальных типов - крестьян, ремесленников, торговцев и разносчиков - стали ярким воплощением национальной самобытности отечественного фарфора ХIХ века. Более разнообразная по тематике и сюжетам пластика завода Попова и лубочная, наивная скульптура крестьянских фабрик Гжели ярко отраают различные стороны жизни и быта страны на протяжении почти всего столетия. Благодаря морозовскому собранию Музей керамики и сейчас обладает наиболее представительной коллекцией русской фарфоровой скульптуры ХVIII-ХIХ веков.

             Главной целью А.В. Морозова было создание на основе коллекции музея и последующая передача его городу Москве. В 1910-е годы коллекционер целенаправленно занимался устройством музея в своем особняке, переделывая комнаты, оборудуя их шкафами и витринами. Работы были прерваны в связи с начавшейся Первой мировой войной (еше перед началом которой А.В. Морозов завещал свои коллекции государству), а затем революцией.

        Особняк Алексея Викуловича Морозова

             

        Дом Алексея Викуловича Морозова

             Много тревожных дней пере;ил А.В. Морозов в период революционной смуты.

             Весной 1918 года его особняк захватили анархисты, и все его коллекции едва не погибли.

             После освобождения здания силами ВЧК в нем размещались различные организации, всячески притеснявшие владельца. В декабре 1918 года был опубликован декрет о национализации художественных собраний И.А. Морозова, А.В. Морозова и И.С. Остроухова, подписанный В.И. Лениным и В.Д. Бонч-Бруевичем. Через год, 14 декабря 1919 года, в морозовском особняке был открыт Музей-выставка русской художественной старины, а Морозов пожизненно оставался хранителем своих коллекций. Ввиду исключительной ценности морозовской фарфоровой коллекции в 1920 году начинается подготовка к созданию Музея фарфора, и в особняк переводится специальный «фарфоровый фонд» Государственного музейного фонда, созданного после революции на основе художественных произведений из национализированных частных собраний, из дворцов знати, особняков крупных промышлегников, дворянских усадеб. Коллекции «фарфорового фонда» послужили пополнению собрания музея. В марте 1921 года выходит постановление о переименовании Музея-выставки русской художественной старины в Музей фарфора. К этому времени собрание музея увеличилось в два раза, в него вошло немало произведений зарубежного искусства. Уже в это время Музей фарфора рассматривается как база для создания Музея керамики, задачей которого было бы воссоздание широкой картины развития керамического и фарфорового производства в России, в странах Западной Европы и Востока.

             В 1920-е годы шло активное формирование коллекций Музея фарфора за счет поступлений из отделений Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, из бывших царских сокровищниц, таких как Эрмитаж, Оружейная палата Кремля, из ликвидированных Пролетарских музеев и других реорганизованных музеев Москвы, а также за счет приобретений, сделанных на различных аукционах тех лет.

              Наиболее значительными поступлениями в эти годы стали коллекции зарубежного фарфора и керамики Л.К. Зубалова и Д.И. Шукина. Первоклассные и уникальные произведения ведущих европейских мануфактур из этих коллекций составляют ныне золотой фонд Музея керамики.

             В зарубежном разделе собрания музея самой большой является коллекция замечательного московского коллекционера Льва Константиновича Зубалова (1853-1914). Он происходил из известного в Грузии старинного рода Зубаловых (Зубалошвили), получивших в середине ХIХ века российское дворянство (на коллекционных наклейках и в зарубежных изданиях имя коллекционера значится как Leon de Zubalov). Богатство этой семьи связано с нефтяным промыслом под Баку. Как и многие богатейшие промышленники рубежа столетий, Зубаловы часть средств отдавали на благотворительность и почти все были коллекционерами, в том числе и брат Льва Яков, живший во Франции и завещавший свое собрание картин Лувру.

        Зубалов Лев Константинович 1853-1914

         

        Лев Константинович Зубалов 1853-1914

             Имея огромные средства, Л.К Зубалов принадлежал к числу коллекционеров, собиравших буквально все - живопись, серебро, фарфор, стекло, керамику, бронзу, мраморную скульптуру, мебель, шпалеры, часы, восточные ковры, византийские иконы. При этом основным направлением его коллекционирования было зарубежное искусство. После смерти Л.К. Зубалова, в 1917 году его наследники - жена и сыновья - передали коллекцию Румянцевскому музею, который еше в ХIХ веке стал «центром притяжения» для собраний многих российских коллекционеров. В 1924 году из Румянцевского музея зубаловская коллекция фарфора, керамики и стекла была передана в Музей фарфора. В ней было около 700 предметов. Почти половину их составляет продукция заводов Германии. Самая большая часть, конечно же, принадлежит первой в Европе фарфоровой мануфактуре - Мейсенской, она насчитывает более 200 предметов. В составе зубаловской коллекции есть уникальные произведения ХVIII века, которыми могли бы гордиться и старейшие собрания Европы. Среди них - изделия раннего периода Мейсена в стиле шинуазри с росписью круга И.Г. Хёролдта. Гордостью собрания Зубалова (а теперь - Музея керамики) является самая большая в мире часть уникального столового сервиза, созданного в 1735-1740 годах, с изображением экзотических пейзажей и фантастических животных в своеобразной и экспрессивной манере, которая характерна для художника А.Ф. фон Лёвенфинка. Разнообразны изделия 1740-1750-х годов: миски на поддонах с различным живописным декором, редкие в собрании музея вазы, предметы из Андреевского сервиза, скульптуры по моделям И.И. Кендлера и Ф.Э. Мейера, бронзовые часы и канделябры французской работы с мейсенскими фарфоровыми фигурами. Из коллекции Зубалова происходит и чайно-кофейный сервиз "тет-а-тет" с изображением сцен русской жизни по гравюрам немецкого художника Х.-Г.-Г. Гейслера, который совершил путешествие по России в самом конце XVIII столетия и запечатлел свои наблюдения в многочисленных рисунках.

             Не менее интересен подбор произведений скульптуры ряда известнейших заводов Германии - Франкенталя, Хёхста, Людвигсбурга, Нимфенбурга. Постоянно приобретая высококлассные произведения на европейских антикварных аукционах, Л.К. Зубалов пользовался консультациями не только российских, но и европейских искусствоведов и ученых. Коллекция Зубалова была известна ведущим специалистам Европы. В частности, над каталогом зубаловского собрания в 1907 году работал директор музея прикладного искусства в Гамбурге доктор Ю. Бринкман. Зубалов принимал участие в международных выставках, например, в очень представительной выставке старого баварского фарфора в Мюнхене в 1909 году. Два года спустя директор Баварского Национального музея Ф. Хофман в своем фундаментальном труде, посвященном фарфоровой мануфактуре Франкенталя, опубликовал девять произведений из коллекции Зубалова, в том числе очень редкую фигуру знаменитой французской танцовщицы Камарго, созданной скульптором И.Ф. Люком по гравюре с картины Н. Ланкре в начале 1760-х годов.

             Столь же редкими и значительными произведениями были представлены в коллекции Л.К. Зубалова и ведущие фарфоровые мануфактуры других стран Европы: Севр, Вена, Каподимонте, Турне, Веджвуд. Несколько интереснейших предметов известных центров керамического производства Италии, Германии, Голландии XVI-XVIII веков - ценный вклад в музейную коллекцию европейской керамики. Среди них выделяется кувшин с рельефным изображением светских и библейских сцен из мастерской П. Пройнинга в Нюрнберге, датированный 1559 годом. К этой же коллекции относятся наиболее ранние образцы знаменитых изделий венецианских стеклоделов и уникальные произведения русского стекла XVIII века.

             Второй по численности и по высоте художественного уровня в разделе зарубежной керамики ГМК является коллекция Д.И.Щукина (1855-1932). Дмитрий Иванович происходил из большой купеческой семьи, владевшей одной из крупнейших в Москве торгово-промышленных фирм. Многие из семи Дмитрий Иванович братьев Щукиных не имели особого интереса к коммерции, и почти все они стали известнейшими в России коллекционерами. Как и братья, Д.И.Щукин получил коммерческое образование, учился в Высшей коммерческой академии в Дрездене, выбрав своей специализацией экспертизу старой европейской живописи. После смерти отца он вышел из семейного дела, жил на доходы от выделенного ему наследства, большую часть года проводя в Европе: с осени до января он жил в Германии, ранней весной перебирался в Италию или Испанию. Основной его страстью в коллекционировании была живопись старых европейских мастеров, настоящим знатоком которой он стал, собрав огромную библиотеку по истории искусства с уникальной подборкой едва ли не всех зарубежных и отечественных аукционных каталогов. Его замечательное собрание картин художников Германии, Италии, Франции, Голландии XV-XVIII веков, а также разнообразные коллекции прикладного искусства находились в особняке в Староконюшенном переулке в Москве. В 1914 году Д.И.Щукин объявил о своем желании в будущем подарить свою коллекцию московскому Румянцевскому музею, которому он в течение многих лет приносил в дар ценные произведения искусства. После революции, в 1918 году собрание Щукина, имеющее большую художественную ценность, было взято на государственный учет, и в его доме открылся Первый Музей старой западной живописи, который в 1922 году стал филиалом картинной галереи Румянцевского музея. В 1924 году щукинское собрание было передано в Государственный музей изящных искусств коллекции фарфора и керамики - в Музей фарфора.

        Щукин Дмитрий Иванович 1855-1932

         

        Дмитрий Иванович Щукин 1855-1932

             Сравнительно небольшая коллекция - около 200 произведений - отличается тщательным и внимательным отбором каждой вещи, больше половины ее составляют изделия Мейсенской мануфактуры ХVIII века. Среди них - редкие произведения 1720-х годов с росписью в стиле Хёролдта, которые сейчас составляют большую часть подобных предметов в собрании ГМК, ранние образцы мейсенской пластики, разнообразные изделия второй трети столетия, демонстрирующие различные типы декора и тематику росписей Мейсена, сервизы «тет-а-тет» с видами Дрездена и сюжетной росписью последней четверти ХУНl века. Высококлассные и уникальные изделия многих европейских фарфоровых мануфактур - Берлина, Хёхста, Франкенталя, Клостер-Фейльсдорфа, Вены, Турне, Севра, английских центров Челси и Дерби, а также классические произведения китайского фарфора, итальянской майолики и немецкой керамики, дельфтского и французского фаянса - постоянно занимают почетное место в экспозициях и выставках ГМК.

             В музейной коллекции произведений ведущих предприятий Дании - Копенгагенской Королевской фарфоровой мануфактуры и фабрики «Бинг и Грёндаль» - значительную часть составляют предметы из собрания императрицы Марии Фёдоровны (датской принцессы Дагмар), супруги императора Александра III. В него входят редкие произведения ХVIII века - части сервизов и скульптура, а также известные изделия конца ХIХ - начала ХХ века. Это вазы, блюда, разнообразнейшая пластика с подглазурной росписью. Среди уникатов и раритетов - блюдо с изображением флагманского крейсера российского флота «Рюрик», во главе русской эскадры посетившего детскую столицу с дружественным визитом в сентябре 1912 года.

             В эти же годы в музей продолжали поступать произведения европейского и русского фарфора, стекла и керамики ХVI-ХIХ веков из разнообразных по составу собраний других известных предпринимателей-коллекционеров: С.А. Бахрушина, В.О. Гиршмана, А.А. Брокара, Рябушинских, Ф.Е. Вишневского, пополняя коллекции целым рядом уникальных экспонатов и выдающихся произведений разных эпох и стилей.

             С начала 1920-х годов в музее началось формирование коллекции советского периода. Первое произведение советского фарфора, созданное на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде (бывшем ИФЗ), - бюст К. Маркса по модели скульптора В.В. Кузнецова - было куплено А.В. Морозовым в 1918 году. Впоследствии музей регулярно получал с завода образцы художественной продукции - прежде всего, агитационный фарфор.

             К концу 1920-х годов фонды Музея фарфора насчитывали уже около 16500 предметов, из них более 12500 составлял фарфор, в том числе около 7120 - русский.

            В 1920-е годы Музей фарфора был одним из лучших музеев Москвы. Прекрасно оборудованный, с профессионально и умело созданной экспозицией, включавшей в себя немало выдающихся произведений, этот музей, по словам А.В. Морозова, «производил громадное впечатление на приезжих иностранцев, был известен в Европе и Америке и возбуждал удивление и зависть западных искусствоведов и коллекционеров». По существу, музей не имел запасников, экспонировалась практически вся коллекция, включая дубликатные экземпляры целого ряда скульптурных произведений, что, безусловно, представляло особый интерес для специалистов.

             В конце 1920-х годов была поставлена задача связать работу Музея фарфора с керамической промышленностью, и при музее создаются художественно-керамическая лаборатория и производственно-показательный отдел, а также детский кружок, где изучалась история керамики и создавались мелкие керамические изделия.

             Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке 10 лет. В 1929 году он был переведен в здание Второго музея Новой западной живописи (который был создан после революции на основе коллекции С.И. Щукина в его особняке). Здесь музей получил новое название - Государственный музей керамики, а через год и это здание было отдано под одно из государственных учреждений, и в 1932 году было принято решение о новом перемещении Музея керамики в музей подмосковной усадьбы Кусково. Усадьба, как будто незримо оберегаемая судьбой под девизом шереметевского герба «Бог хранит все», приняла под свое крыло уникальное собрание керамики и стекла. С 1938 года архитектурно-парковой комплекс усадьбы Кусково и коллекции Государственного музея керамики существуют как единый музей. Экспонаты фарфора, керамики и стекла органично размещаются в подлинных интерьерах Дворца и павильонов шереметевской усадьбы, существенно дополняя образ художественной среды каждой эпохи или страны, специально воссозданной в усадьбе. Во вновь открытых и отреставрированных зданиях музея организуются экспозиции и выставки керамики.

             Во второй половине ХХ века фонды ГМК активно пополнялись путем закупок произведений у коллекционеров и авторских работ у современных художников. Многие предприятия художественной керамической и стекольной промышленности России передали в музей образцы своей продукции. Музей постоянно получает в дар от частных лиц и художников отдельные произведения и небольшие коллекции.

             В настоящее время Коллекции ГМК насчитывают более 30 тысяч предметов. Трудно перечислить все самые интересные произведения, хранящиеся в кусковском музее. Здесь можно увидеть редчайшие предметы античной керамики и стекла, разнообразные произведения итальянской майолики и изделия французского художника Б. Палисси, которые стали ярким примером искусства эпохи Возрождения; виртуозно выполненные причудливые стеклянные сосуды венецианских мастеров и поражающие богатством красок и чистотой цветных стекол изделия фабрик Богемии, своеобразные произведения немецких, французских, испанских, голландских, английских керамистов и мастеров Дальнего и Ближнего Востока.

             Самой обширной является коллекция фарфора, в которой особенно полно представлена продукция первого в Европе фарфорового предприятия Мейсенской мануфактуры. В ее составе - ранние драгоценные изделия начала ХVIII века, образцы придворных столовых и разнообразных чайно-кофейных сервизов, которые произвели настоящую революцию в искусстве сервировки стола ХVIII века и стали классикой посудных форм в последующие столетия. Прославленная мейсенская пластика представлена разнообразными произведениями, созданными по моделям ведущих скульпторов ХVIII столетия. Галерею фарфора ХVIII века дополняют редкие произведения наиболее известных заводов Германии - Берлина, Франкенталя, Хёхста, Людвигсбурга, а танке крупнейших мануфактур других стран Европы - Вены, Копенгагене, Неаполя, популярнейшие изделия английского керамиста Веджвуда. Несравненный по своим художественным достоинствам фарфор Севрской мануфактуры представлен редкими изделиями ХVIII века и самым знаменитым экспонатом музея керамики - Египетским сервизом, уникальным памятником наполеоновской эпохи.

             Созданный в 1804-1808 годах, этот сервиз служит классическим примером воплощения в фарфоре стиля ампир с присущими ему парадной торжественностью и завершенностью всех элементов, объединенных в монументальном ансамбле. Создан он в память о походе французской армии в Египет в 1798 году по зарисовкам и гравюрам участника этой военной кампании, французского мастера-гравера и египтолога-любителя, основателя и первого директора музея Лувра, ученого, писателя и художника барона Доминика Виван-Денона. В этом шедевре последовательно отражены события похода и впечатления художника от древних памятников.

             В комплект входят 136 разнообразных по форме предметов, включая настольное украшение - сюрту-де-табль, состоящее из тринадцати архитектурных фрагментов, каждый из которых представляет собой миниатюрную копию того или иного сооружения из храмовых комплексов разных эпох и стилей, объединенных в строгой симметричной композиции. По своему назначению сервиз делится на две части: десертную и кабаре (набор для завтрака, чая и кофе). Декор их тщательно продуман. Традиционное для французского фарфора эффектное сочетание кобальтового фона глубокого синего цвета и сияющей позолоты удачно соседствует с серовато-песочным тоном выполненных гризайлью сюжетных росписей, живо передающих основной сероватый колорит пейзажей и достопримечательностей Египта. В золоченом оформлении использованы древнеегипетские иероглифы, знаки зодиака, сюжетные росписи и рельефные композиции, геометрические и растительные элементы. При этом поражающий изяществом, выразительностью и высочайшим мастерством исполнения орнамент каждого из предметов не повторяется ни в одном другом. В росписи тарелок, которых в составе сервиза насчитывается 66, можно видеть изображения вековых древностей Египта и его современных построек, сцен из повседневной жизни, а также военных сюжетов наполеоновской кампании.

             Египетский сервиз предназначался для особых приемов в парижском дворце Тюильри, однако судьба привела его в Россию: он был включен в число особо ценных дипломатических подарков. После исторических встреч Наполеона I и Александра I в 1807 году в Тильзите и в 1808 - в Эрфурте (Германия) уникальный ансамбль был подарен российскому императору в честь заключения союза между Францией и Россией. Больше века его хранили в царских кладовых (видимо, сервиз так никогда и не использовался по прямому назначению), а в 1920-х годах он был передан в Музей фарфора как выдающееся произведение своей эпохи. В 1990-х - начале 2000-х годов его неоднократно экспонировали на различных выставках во Франции, Австрии, Германии, Канаде, Японии.

             Наибольшей полнотой и своеобразием отличается коллекция русского фарфора. Собрание А.В. Морозова обогатилось значительными поступлениями из государственных фондов и бывших царских сокровищниц. Прежде всего это ряд уникальных произведений XVIII и ХIХ веков, созданных на ведущем предприятии России - Императорском фарфоровом заводе. Среди них главный раритет музея - самый ранний из датированных предметов русского фарфора - ставок (конфетница) 1748 года, помеченный маркой изобретателя отечественного порцелина Дмитрия Ивановича Виноградова.

             Особую ценность представляют образцы первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати, - например, часть собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны или оригинальные предметы, принадлежавшие графу Григорию Орлову, а также знаменитые орденские сервизы, созданные в конце XVIII столетия на заводе Гарднера. Среди продукции ИФЗ, созданной в ХIХ веке, выделяются большие дворцовые вазы, украшенные виртуозной росписью, копирующей произведения живописи из собрания Эрмитажа, а также авторские работы эпохи модерна рубежа ХIХ-ХХ веков, созданные с использованием новых технологий и приемов декорирования фарфора.

             Богатейшая коллекция русского фарфора дополнены не столь обширным, но от того не менее интересным собранием отечественной керамики и фаянса. Здесь представлены все самые яркие явления в этой области декоративно-прикладного искусства, начиная с самобытных предметов гжельской майолики XVIII века, разнообразных изделий частных заводов ХIХ столетия, популярной продукции предприятий Кузнецовых и заканчивая оригинальными произведениями в керамике выдающегося художника рубежа ХIХ-ХХ веков М.А.Врубеля и других мастеров, работавших в керамических мастерских усадьбы Абрамцево и московского Строгановского училища.

             Множеством исключительных по своему значению экспонатов выделяется и собрание русского стекла: в нем представлены редкие изделия первых заводов в Измайлове и Санкт-Петербурге начала XVIII века, прекрасные образцы гравированного стекла елизаветинского времени и цветного - второй половины XVIII столетия; замечательные предметы народного стеклоделия с полихромной росписью. Огромным разнообразием отличается коллекция ХIХ столетия, которую открывают знаменитые образцы мемориального стекла, посвященного событиям Отечественной войны 1812 года. Особенно интересны изделия из цветных стекол в сочетании с многообразными приемами технологии и декорирования предметов, в том числе замечательные дворцовые вазы Императорского стеклянного завода, созданные в стилистике ампира, историзма и модерна.

             Одна из ярких страниц в истории зарубежного стеклоделия - эпоха модерна - представлена в коллекции ГМК работами известнейших мастеров и ведущих предприятий рубежа ХIХ и ХХ веков. Оригинальные произведения французских художников Э. Галле, братьев Дом, Р. Лалика, австрийской фирмы Лёц, американского мастера Л. Тиффани привлекают техническими находками и неповторимостью художественного образа.

             Музей по праву гордится очень представительным собранием отечественного фарфора послереволюционной эпохи, ставшей ярчайшей страницей искусства ХХ века. Здесь выделяются произведения так называемого «агитационного» фарфора и оригинальные работы всемирно известных художников авангарда первой половины ХХ столетия, каждый из которых внес в искусство фарфора свой индивидуальный стиль, творческую манеру и энергетику. Графические и живописные композиции С.Чехонина, Р.Вильде, М.Адамовича, А.Шекатихиной-Потоцкой, З.Кобылецкой и А.Воробьевского; супрематический фарфор К.Малевича и его учеников - Н.Суетина и И.Чашника; уникальные предметы, расписанные по рисунком В.Кандинского; галерея скульптурных образов, созданных Н.Данько, - и это далеко не полный перечень авторов и произведений, которые и по сей день привлекают пристальное внимание любителей прекрасного.

             В коллекциях ГМК очень полно представлены авторские произведения ведущих художников и массовая продукция 1930-1960-х годов крупнейших отечественных предприятий: Ленинградского, Дулевского и Дмитровского фарфоровых заводов, Конаковского фаянсового завода, Гусь-Хрустального и дятьковского стекольных заводов, «Красного Гиганта», «Красного Мая», Ленинградского завода художественного стекла. В них отражены многие страницы истории страны, воплощены художественные идеи своего времени и неповторимость индивидуального творчества мастеров, стилевое и тематическое многообразие, глубокая содержательность и национальная самобытность.

             Музей обладает ценнейшими монографическими коллекциями многих известнейших художников и скульпторов ХХ века: фарфористов Н.Данько, С.Чехонина, А.Шекатихиной-Потоцкой, Л.Протопоповой, Л.Ефимовой, А.Сотникова, П.Леонова, П.Кожина, А.Бржезицкой, Е.Гатиловой; керамиста И.Фрих-Хара, выдающегося мастера стеклоделия Б.Смирнова, современных художников-керамистов В.Малолеткова и Л.Солодкова. Также в собрании представлены оригинальные произведения корифеев отечественного стекольного искусства - Д. и Л.Шушкановых, И.Федоркова, Л.Савельевой, Ф.Ибрагимова, работы которых получили мировое признание.

             Наряду с продукцией прославленных гигантов отечественной художественной промышленности и произведениями высокого искусства в собрании музея нашли место и изделия традиционных народных промыслов - мастеров Гжели, Балхар, Скопина, Косова, Опошни.

             Неожиданные грани старинного искусства керамики, фарфора и стекла открываются в работах современных художников, демонстрирующих новейшие технологии и вершины мастерства, полет фантазии и тесную связь с историей страны, приверженность лучшим традициям отечественного искусства.

             Различные выставки музея, представляя знакомые и обычные в нашем быту вещи в ретроспективе их исторического развития, позволяют увидеть их в новом свете, проследить прочные связи мокду искусством художников разных эпох в их поисках вечной красоты, окружающей человека.

        Татьяна Мозжухина

        Источник информации:

        Единственный в России Государственный музей керамики в Кускове. Фарфор, керамика, стекло.  Автор и составитель Т.Мозжухина. Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". ООО "А-ТРИТОНА". Москва 2012. Стр. 3-12.

         

         

  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»