Главная > Статьи

  • Российский фарфор
  • Зарубежный фарфор
  • фарфор
    • Вопросы по фарфору
    • Агитационный фарфор
    • Англо-русский словарь фарфора
    • Профессиональный фарфор
    • Специализированные выставки фарфора
    • Тематические экскурсии
    • Фарфор - лучший VIP подарок
    • Рынок фарфора: предпочтения потребителей
    • Керамика и фарфор: атрибуция и определение качества
    • Японский фарфор
    • Фарфоровая посуда
    • Китайский фарфор
    • Москва для ценителей фарфора
    • Марки и клейма фарфора
    • Фарфор: хранение, уход, реставрация
    • Аукционы, антикварные салоны
    • Коллекции фарфора и посуды в музеях России
      • Выставки фарфора в музеях России
      • Архив выставок фарфора 1
      • Архив выставок фарфора 2
      • Архив информации о выставках фарфора в России (с 2013 г.)

        На Главную

        В Магазин фарфора >

        Истории русского балета

        Москва, ВМДПНИ на Делегатской ул.

        9.10 - 8.11.2015 

        Экспозиция выставки в залах ВМДПНИ отражает все грани предметов искусства, вдохновленных балетом. В ней показаны живописные и графические эскизы декораций, костюмов к знаменитым постановкам «Русских сезонов» С. Дягилева, выполненные художниками.

        Значительное место в экспозиции выставки занимают скульптуры Е.А. Янсон-Манизер, лейтмотивом творчества которой являются произведения, воспевающие балет. Любимая тема автора представлена в образах блистательных балерин Г. Улановой и М. Плисецкой. В них передана сама душа танца, характер движения, подмечено то, едва уловимое, что составляет суть образа. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) предоставил из своей коллекции советского фарфора скульптурные изображения знаменитых балерин – А. Павловой, Т. Карсавиной, Г.Улановой, М. Плисецкой – в легендарных сценических образах. Также на выставке представлена скульптурная миниатюра, посвященная памяти Майи Плисецкой, из коллекции «Образы русского балета», созданная творческой группой SASONKO. Великая балерина запечатлена в образе, напоминающем иконографическое изображение «Оранты», с открытыми в предстоянии перед вечностью руками – воплощение хрупкости и силы.

        www.museum.ru/N59504
         

        Фарфор на пуантах. 

        Казанский кремль, 27.10 - 22.12.2015

        27 октября в Выставочном зале «Манеж» Музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась выставка всемирно известной марки художественного фарфора Lladro «Фарфор на пуантах». На протяжении всей истории легендарной компании, насчитывающей 60 лет, источником вдохновения для ее мастеров был и остается балет. Фарфоровые балерины Lladro выставлялись на самых престижных площадках во всем мире: во Дворце дожей в Венеции, Бленхеймском дворце в Вудстоке (Великобритания), в Эрмитаже, государственном Историческом музее в Москве. Пройдя всю выставку, вы сможете заметить, как эволюционировали образы и воплощения балетной тематики в творчестве Lladro».

        Жемчужиной коллекции являются легендарные «Жар-птица» и «Синий Бог». «Жар-птица» - балет, который принес известному композитору Игорю Стравинскому мировую известность.За основу декора взяты работы талантливого художника Леона Бакста, который создал театральные декорации и костюмы к постановке. Вторым произведением Lladro отдает дань известному балету «Синий Бог» Сергея Дягилева. Театральная выразительность в статуэтке виртуозно достигнута с помощью греса - особого природного материала.

        www.museum.ru/N59836
         

        Литература в фарфоре. 

        Москва. Государственный музей А.С. Пушкина

        9 октября - 15 ноября 2015 года

        Из собрания Императорского фарфорового завода (СПб), Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций

        Выставка «Литература в фарфоре» - результат творческого взаимодействия единственного в Москве музея А.С. Пушкина и первого в России предприятия по изготовлению фарфора. В экспозиции представлено более 200 экспонатов XIX - начала XXI веков из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, фонда «Наследие» АО «Императорский фарфоровый завод» и частных собраний. 

        Первый зал посвящен гению русской литературы А.С. Пушкину. Множественность интерпретаций образов поэта и его творений в очередной раз ставит нас перед вопросами о многогранности личности Пушкина, его влиянии на русскую и мировую культуру. В зале представлен европейский и отечественный фарфор XIX-XXI веков из коллекций ГМП и ИФЗ. Ретроспекция позволяет проследить связь между художниками XIX-XX веков и современными авторами через традицию в представлении сюжетов и героев. В то же время взгляд в прошлое обнаруживает разность эстетических основ и образного мышления авторов. Сцена в гареме пушкинского «Бахчисарайского фонтана» на вазе завода Сафронова 1830 – 1840-х годов, фигуры Эсмеральды и Феба – героев романа «Собор Парижской Богоматери» в исполнении скульптора фабрики Миклашевского середины XIX века выглядят нежными миражами по сравнению со смелыми, яркими, саркастическими или романтическими фантазиями советских художников ведущих фарфоровых предприятий. 

        Композиция второго зала строится на темах и образах литературных произведений, выраженных мастерами фарфора в пластике и живописи. В третьем зале представлены современные композиции ведущих художников Императорского фарфорового завода, посвященные писателям и литературным произведениям разных жанров.

        http://www.pushkinmuseum.ru/?q=exhibition/vystavka-literatura-v-farfore-iz-sobraniya-imperatorskogo-farforovogo-zavoda-spb

        Английский завтрак

        Москва, ГИМ 4.12.2014 - 3.03.2015

        Выставка посвящена русско — английским культурным и торговым связям и отражает влияние английского искусства и культуры на бытовой уклад различных слоев русского общества. В экспозиции представлены предметы интерьера и сервировки стола из английской керамики по российским заказам. Будут также показаны русский фаянс, фарфор и стекло по английским образцам. Интерес к феномену английского вкуса и английского комфорта в России на рубеже XVIII –XIX века был огромен. «Англомания» отразилась практически во всех сферах русской культуры и бытовом укладе самых различных слоев общества. 

        На выставке Исторического музея будет показана традиционная форма подачи английского завтрака и чаепития. В экспозиции представлены заказные сервизы для императорских дворцов и павильонов, например, царскосельской Дворцовой фермы, для которой  в 1822 году приобрели наборы молочной утвари на заводе Веджвуда, среди которых были блюдо, ситечко и ложка для молока из коричневой каменной массы с белым рельефным декором. Наряду с «императорскими» предметами посетители увидят изделия, выполненные для «среднего класса», в частности, тарелки с печатным декором, посуду с эмблемой Московского Английского клуба, фигурные кувшины «Тоби». Этот персонаж стал традиционным образом благодушного англичанина, «знатного» едока с кружкой эля в руках.

        Выставка также представит экспонаты английских и русских керамических производств. Наряду с уникальными художественными произведениями будут показаны фарфоровые и фаянсовые изделия серийного выпуска таких заводов как Веджвуд, Споуд, Клюз и  Минтон, оказавших огромное влияние на русское керамическое производство в течение всего XIX века. 

        Экспозиция позволяет наглядно сопоставить английские оригинальные изделия и их интерпретации в русском фарфоре и фаянсе, выполненные на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах, Казенной фаянсовой мануфактуре, заводе Гарднера и частных заводах Гжели.  Большинство экспонатов будет продемонстрировано впервые. 

        www.shm.ru

         

        Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох 

        Москва, Музей-заповедник Царицыно с 25.08.2014 по 11.01.2015

        Более 1000 предметов русского фарфорового искусства XVIII–XXI веков представлены на выставке в музее-заповеднике «Царицыно», приуроченной сразу к двум юбилеям — 270-летию Императорского фарфорового завода и 250-летию Государственного Эрмитажа. Впервые в 10 залах парадной анфилады Большого царицынского дворца показана столь масштабная экспозиция.

        Учрежденный в 1744 году как «Невская порцелиновая мануфактура», старейший в России фарфоровый завод сменил несколько названий: Императорский, Государственный, Ленинградский, Ломоносовский и вновь Императорский (с 2005 года). В 1844 году, к столетнему юбилею предприятия был создан музей, который теперь является отделом Государственного Эрмитажа. На выставке «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» можно будет увидеть 184 подлинных шедевра из этого собрания (в том числе фарфоровый «портрет» любимой левретки Екатерины II) и из исторической коллекции Эрмитажа. Музей-заповедник «Царицыно» продемонстрирует около 80 предметов из своей коллекции. Около 700 авторских работ современных мастеров фарфора предоставляет фонд «Наследие» (ОАО «Императорский фарфоровый завод»).

        Особенность проекта — в отказе от хронологического принципа. Залы экспозиции посвящены значимым для Императорского завода темам: театр, музыка, пейзаж, анималистика и даже мода. В результате раритеты XVIII–XIX веков и уникальные изделия советской эпохи можно будет видеть рядом с лучшими произведениями современных мастеров. Например, инсталляция «Парадный стол Российской империи» объединит предметы из четырнадцати самых знаменитых сервизов — от «Собственного» сервиза императрицы Елизаветы Петровны (Д. И. Виноградов, 1756 г.) до имперского по замыслу сервиза «Нефть» (Т. В. Афанасьева, 2004 г.)

        http://www.tsaritsyno-museum.ru/ru/news/5/5086/

         

        Непревзойденный Веджвуд

        Москва, Всеросский музей декоративно-прикладного и народного искусства 15.11.2014 - 1.02.2015 

        15 ноября в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства открылась масштабная выставка изделий легендарной английской фирмы Веджвуд. 

        Экспозиция объединяет свыше трехсот предметов высокой художественной работы: ювелирные изделия, образцы мебели, костюма, произведения живописи и графики XVIII–XIX вв. В числе уникумов зрители увидят один из трех известных в мире мраморных каминов с плакетками работы Флаксмена в голубой яшмовой массе, сохранившийся в первозданном виде; фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса; два овальных медальона с портретами Екатерины II и Петра I (уникальность фарфоровых пластов и медальонов объясняется их размерами и сложнейшей технологией изготовления); предметы из знаменитого сервиза «Зеленая лягушка» Екатерины II, состоящего почти из тысячи предметов. Кроме того, на выставке можно будет увидеть одно из самых совершенных воспроизведений Веджвуда в черной базальтовой массе знаменитой Портландской вазы (античный римский оригинал в технике цветного стекла, принадлежал семье Барберини, герцогам Портландским, ныне – в Британском музее). Еще одним уникальным экспонатом из коллекции Музея Леди Ливер станет шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо – «Портрет герцогини Кумберлендской», поражающий виртуозностью исполнения, изысканностью цветовой гаммы и благородством модели – одной из самых неповторимых красавиц той эпохи. В российский собраниях находится всего лишь одно творение мастера. 

        www.museum.ru/N55449

        Фарфор завода Попова. К 200-летию со дня основания. Выставка из фондов музея.

        Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века

        г. Москва

        с 26 апреля 2012 года

        26 апреля 2012 года в Большой каменной оранжерее открыта новая выставка "Фарфор завода Попова. К 200-летию со дня основания. Выставка из фондов музея", посвященная 200-летнему юбилею  одного из ведущих частных предприятий России – завода  Попова, основанного в 1811 году и на протяжении нескольких десятилетий во многом определявшего лицо русского фарфора XIX века.

        Выставка впервые в истории музея с максимальной полнотой представила коллекцию фарфора завода Попова, которая по праву может считаться одной из самых значительных в нашей стране. Собрание музея керамики, основу которого составила лучшая в Москве коллекция русского фарфора А.В. Морозова,  сформировалось в основном в 1920-х годах. Представленные на выставке первоклассные произведения Попова отражают основные тенденции в развитии искусства отечественного фарфора с 1810-х до 1870-х годов.

        http://kuskovo.ru/vistavki_v_muzee/

         

        Образы Италии

        Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века

        г. Москва

        с 22 декабря 2011 г.
         
        22 декабря 2011 года в Большой каменной оранжерее открыта новая выставка «Образы Италии» и итальянское искусство в собраниях музея Кусково».

        Созданная на коллекциях Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», выставка призвана продемонстрировать значение итальянской культуры и ее влияние на развитие художественного вкуса и собирательства в России на протяжении нескольких веков. Вместе с итальянскими подлинниками в состав выставки вошли и произведения, инспирированные искусством Италии и созданные в других странах. Более 300 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания музея представлены в различных разделах - собирательных «образах», посвященных философии и поэтике искусства Италии.

        http://kuskovo.ru/vistavki_v_muzee/

         

        Фарфоровый путь. Творчество Галины Шуляк

        23.10.2013 - 16.02.2014

        Государственный музей-заповедник «Царицыно»

        Москва

        22 октября в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» прошла персональная выставка заслуженного художника РФ Галины Шуляк «Фарфоровый путь. Творчество Галины Шуляк». На выставке было представлено более 300 произведений, созданных ею за четыре десятилетия работы на Императорском фарфоровом заводе (до 2005 г. – Ломоносовский фарфоровый завод).

        К выставке выпущен красочный альбом о творчестве художника.

        www.museum.ru/N51333

         

        Выставочный проект “Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х – 1960-х годов”

        31.10.2013 - 09.02.2014

        Большой выставочный зал дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, Москва

        В организации выставки приняли участие: Московский государственный объединенный музей заповедник, «Государственный музей керамики», музей «Усадьба Кусково XVIII века», ООО “Сов-Арт” а также частные коллекционеры.

        Фарфор в России – больше, чем фарфор. В сюжетной линии росписей посудных форм, в фарфоровой пластике изображены многочисленные сюжеты повседневной жизни советского общества, отражающие развитие национальной культуры, менталитета и политического вектора общества. «Картинки из жизни» в фарфоре соответствуют развитию советского общества, его идеологическим направлениям.

        http://mgomz.ru/vistavki/vyistavochnyiy-proekt-vremya-i-geroi-sovetskiy-avtorskiy-farfor-1930-h-1960-h-godov

         

        "Фарфоровая жизнь"

        http://yaroslavl.rfn.ru/rnews.html?id=529578611&cid=7

        17.10.2013 
        Быт и история, застывшие на мгновение. В Митрополичьих палатах в Ярославле открылась выставка «Фарфоровая жизнь». Крестьяне за работой, играющие дети, животные. Около 150 фарфоровых статуэток конца 19-го - начала 20-го веков знаменитой фабрики Гарднера. 

         

        Язык цветов

        21.10.2013 - 01.12.2013

        Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

        Рыбинск, Ярославская обл.

        Среди экспонатов - как фотографии растений, так и предметы из коллекции музея (из фондов тканей, фарфора, металла, дерева, а также живописные и графические работы).

        www.museum.ru/N51344

         

        «История под глазурью»

        Государственный центральный музей современной истории России

        26.04.2012-31.07.2012 Москва

        Коллекция художественного фарфора в Государственном центральном музее современной истории России (бывшем Музее революции) начала формироваться сразу после его открытия (1924 г.). Основой его будущего почти миллионного собрания послужили материалы выставки «Красная Москва» (1922 г.), включавшие несколько предметов первого советского художественного фарфора. Предметы агитационного фарфора входят в первую сотню исторических памятников, приобретенных музеем в 1924 году.

        На выставке представлены работы почти 100 художников и скульпторов ведущих заводов РСФСР – Ленинградского фарфорового завода им. М.В.Ломоносова, Дулевского фарфорового завода им. газеты «Правда», Дмитровского фарфорового завода, а также заводов Украины, Белоруссии, Латвии, Узбекистана и др.

        Выставка также приурочена к 120-летию со дня рождения одного из самых ярких художников работавших с фарфором – скульпторе Ленинградского фарфорового завода Натальи Яковлевны Данько (1892-1942). Именно она наряду с С.В.Чехониным, В.В. Кузнецовым, А.Я. Брускетти-Митрохиной, А.В. Щекотихиной-Потоцкой, М. М. Адамовичем, Р. Ф. Вильде стала автором тех первых работ агитационного фарфора, которые и сейчас являются гордостью музейных и частных собраний. На выставке творчеству Н.Я. Данько посвящен отдельный раздел.

        В экспозиции выставки также представлены произведения таких известных художников, как Л.К. Блак, Т.Н. Беспалова-Михалева, А.Д. Бржезицкая А.Ф. Голенкина, И.И. Гатилова, Л.В. Протопопова,, И.И. Ризнич, Б. М. Го¬родецкий, М.М. Мох, И.Г. Фрих-Хар, А.Г. Сотников, Е.П. Смирнов, И.П. Славина, П.В. Леонов и многих других. Многие произведения или демонстрировались очень давно или вообще будут демонстрироваться впервые.

        www.museum.ru/N45789
         


        Биеннале «Графика. Скульптура. Современное декоративно- прикладное искусство»

        Государственный музей художественной культуры Новгородской земли

        3.05.2012 - 3.06.2012 Новгородская область

        На выставке будет представлена уникальная и печатная графика, скульптура, гобелен, батик, керамика, ювелирные изделия.

        В период между областными художественными выставками знатоки и поклонники современного искусства Великого Новгорода увидят новые произведения признанных художников, откроют для себя молодые таланты, познакомятся с новаторскими решениями в изобразительном искусстве.

        www.museum.ru/N45864

         

        Выставка новых поступлений. 2004-2011

        Калужский областной художественный музей

        6.04.2012-6.05.2012 Калужская область

        На выставке представлено творчество 90 авторов, экспонируется около 150 работ, большинство из которых показываются впервые. К особо ценным экспонатам выставки следует отнести подписной рисунок замечательного художника-передвижника В.Е. Маковского (1846-1920), большемерную икону конца XVIII века «Спас Вседержитель на престоле», кузнецовский фарфор.

        www.museum.ru/N45736


        Обновленная экспозиция «Русское ДПИ XVIII-XXI веков» Сергиево-Посадский музей-заповедник

        1.04.2011 - 1.04.2013 Московская область

        В результате обновления постоянно действующей экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI веков» открылись два новых зала, где можно познакомиться с музейным собранием художественной кости, эмали, стекла и фарфора.

        Среди экспонатов уникальные гравированные кубки XVIII века или майоликовые изделия, выполненные в I половине столетия на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова. Широко представлена редчайшая коллекция фарфоровой пластики, включающая разнообразные жанровые скульптуры и целую серию – «Народы России», которая в XIX веке неоднократно возобновлялась на подмосковных заводах Ф.Я. Гарднера, товарищества М.С. Кузнецова.

        Уже более десяти лет, после переезда части музея из Троице-Сергиевой Лавры, эти коллекции хранились в музейных фондах и были недоступны широкому зрителю.

        www.museum.ru/N42661

         

        Праздник "Русские чайники на Медовый Спас" в Музейном цехе фарфора

        14 августа 2014 г. Новгород 

        Праздник ''Русские чайники на Медовый Спас'', 2014 г. 14 августа 2014 года в 16.00 в Музейном цехе фарфора (Великий Новгород, Десятинный монастырь, 6) состоится удивительное мероприятие «Русские чайники», посвященное православному празднику Медовый спас. 

        www.museum.ru/N54517

         

        Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова в ГМЗ "Царицыно"

        28.02 - 10.09.2014 Москва 

        Царицыно

        28 февраля 2014 г. в Большом дворце открывается выставка фарфора «Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова». Перед зрителями предстанут более 200 работ (фарфор и графика) ведущего художника Дулевского фарфорового завода Владимира Климентьевича Яснецова (1926–2005), с творчеством которого связан расцвет завода в 70–80-е гг. прошлого века. «Царицыно» представит музейную коллекцию, состоящую из лучших произведений мастера. 

        Примечательна биография Владимира Климентьевича Яснецова, художника-самородка. Он пришел на Дулевский фарфоровый завод в 1950 г. в возрасте 24 лет, отслужив семь лет в армии на Дальнем Востоке, из них два года участвовал в войне с Японией. Именно здесь Яснецов познакомился с графикой китайского художника Ци Байши, виртуоза жанра живописи «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Лаконичность и изысканность письма произвели на будущего мастера неизгладимое впечатление. 

        На Дулевском фарфоровом заводе Яснецов, не имевший специального художественного образования, прошел путь от ученика до одного из ведущих художников Дулева. Благодаря участию в международных выставках (Всемирная выставка, Брюссель, 1958 г.; Международная выставка керамики, Остенде, Бельгия, 1959 г.) молодой художник получил признание и уверенность в правильности выбранного пути. 

        1970-е гг. стали началом расцвета творчества Яснецова и утверждения его особенного стиля росписи по фарфору. «Яснецовский стиль» отличается свободой и экспрессивностью письма, мажорностью настроения и ощущением радости бытия. 

        Природа стала главным источником творчества мастера. Запечатлеть в фарфоре ее красоту было главной целью Яснецова. «Хочу писать так, чтобы радовало глаз, чтобы через цветы, ветки, деревья – а куда денешься от березки, сосны, ели, пиона – она помнилась мне не в увядающем виде, а процветающем», – говорил художник. Основные мотивы его работ (пейзаж и цветы) продиктовали построение выставки в «Царицыно». В первом зале будет собран фарфор с пейзажными росписями, во втором – ягодами, цветами, розами-агашками, традиционными для дореволюционного Кузнецовского завода и возрожденного в 1960-е гг. в лабораториях его преемника, Дулевского завода. 

        Произведения В.К.Яснецова были популярны и востребованы в советскую эпоху, они многократно тиражировались. Его эскизы и теперь используются на Дулевском заводе в росписи фарфора. 

        www.museum.ru/N52493


        Бабушкин сервиз. Русский фарфор и фаянс из собрания музея-заповедника. Выставка в Измайлово

        17.05 - 21.09.2014 Москва

        17 мая 2014 года в Малом выставочном зале на территории Измайлово откроется новый выставочный проект «Бабушкин сервиз. Русский фарфор и фаянс из собрания музея-заповедника». На выставке представлены столовые, чайные и кофейные сервизы середины XIX – начала XX веков, выполненные на частных заводах России. 

        Сервировать столы в едином стиле стали в XVIII веке. Столовая и чайная утварь, объединенная в сервизы, придавала особую, изысканную атмосферу трапезе. В XIX – начале ХХ веков сервизы были принадлежностью именно семейного дома. Наряду с другими предметами домашнего обихода они должны были входить в состав приданого невесты. Сервизы передавались по наследству и часто приобретали статус семейной реликвии. Праздничная посуда для особых случаев всегда означала устойчивость и незыблемость домашнего уклада. 

        Вниманию посетителей выставки предложена уникальная коллекция чайных сервизов, произведенных на частных заводах Санкт-Петербурга и Центрального региона в 1840-1880 годах. В другой части экспозиции представлен период безраздельного господства Товарищества М.С.Кузнецова (1889-1917 г.г.) в деле производства и сбыта фарфора. Высокий технический уровень исполнения, невероятное разнообразие форм и декора отличает изделия Товарищества, сумевшего превратить фарфор, прежде предмет роскоши, в продукт массового спроса. 

        www.museum.ru/N53756


         

      • Кусково - Государственный музей керамики
  • Сервировка стола
  • Фарфор - и наши праздники
  • Новости
  • Информация о проекте
  • Старинные советы
  • Советский фарфор

Создание сайта
Дизайн-студия X-Project

(с) 2005-2011, ООО «АФК»